Социологическое исследование проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Сибирский государственный индустриальный университет

Кафедра социологии и политологии

Социологическое исследование

проблемы трудоустройства выпускников учебных

заведений

 Выполнили ст. гр. СПС-99

                                                                                            

           

                                                                              Принял:

г. Новокузнецк, 2001.

Содержание.


Методологический раздел программы …………………………..

Процедурный раздел программы …………………………………

Анкета ………………………………………………………………..

Сводная таблица ……………………………………………………

Графики ………………………………………………………………

Трудовые намерения выпускников школ и

профессиональных учебных заведений ………………………….

Степень определённости в трудоустройстве…………………….

Мотивация трудовой деятельности выпускников

учебных заведений…………………………………………………..

Численность и состав обратившихся и трудоустроенных

выпускников учебных заведений…………………………………

Характер спроса на  молодую рабочую силу…………………….

Незанятая молодежь: профессиональный и квалифи-

кационный состав……………………………………………………

Вывод …………………………………………………………………

Прогноз ……………………………………………………………….

Методический раздел программы.

Проблемная ситуация:

В современных условиях проблемы трудовой занятости в России коснулись всех социально-профессиональных и возрастных групп населения. Но наиболее, уязвимой оказалась молодежь, особенно та ее часть, которая, завершив учебу, готова приступить к иной деятельности.

Проблема:

Невысокая востребованность молодых специалистов, не имеющих стаж работы, на рынке труда.

Цель:

Выявить проблему трудоустройства выпускников.

Задачи исследования:

Определить факторы, влияющие на спрос и  предложение рабочей силы представленной выпускниками.

Объект исследования:

Выпускники учебных заведений.

Системный анализ объекта:

 


Социально-демографическая

характеристика

 

Образование

 
            

 


пол

 

средне неполное

 

среднетехническое

 

высшее

 
           

возраст

 
            

Предмет исследования:

Трудовые намерения выпускников, характер спроса и предложения на рынке молодой рабочей силы, мотивация трудовой деятельности выпускников.

Теоретическая интерпретация:

Трудовые намерения – ориентация на трудоустройство. По какой специальности, в какой отрасли хотят работать выпускники.

Статичные элементы трудового намерения: степень образования, наличие 2го  образования, наличие ученой степени, семейное положение и др.

Степень образования – высшее, среднетехническое, средне неполное.

Эмпирическая интерпретация:

Эмпирические индикаторы: количество выпускников по категориям желающих пойти работать или продолжать учебу после окончания учебного заведения; серьезность подхода к работе на предприятии молодой рабочей силы; уровень заинтересованности молодыми кадрами.

Гипотеза:

В наше время выпускникам учебных заведений сложно осуществить свои трудовые намерения из-за общего уровня безработицы, низкого качества профессиональной подготовки и имеющейся квалификации выпускников, а также из-за нехватки рабочего стажа.

Процедурный раздел программы.

Генеральная совокупность:

Выпускники учебных заведений (школы №44, №70; монтажный техникум; строительный и металлургический факультеты СибГИУ). В результате подсчета получили приблизительно 700 человек.

Выборочная совокупность:

Принимаем 10% от генеральной совокупности.

700*10%=70 чел.

Схема выборки:

Так как опрос производится среди выпускников, то выборка носит простой случайный характер.

Эмпирические данные будут собираться при помощи опроса и анализа документов (методическое пособие «Статистика трудоустройства г. Новокузнецка»). Опрос в свою очередь будет выполняться по средствам анкетирования, так как удобно и быстро собирать и обрабатывать эмпирические индикаторы.

   

Вид работ

Сроки

Ответственные

Написание программы

9.11. - 19.11.

Конструирование и пилотаж анкет

19.11. - 23.11.

Сбор информации

23.11. - 30.11

Обработка информации

30.11. - 7.12.

Написание отчета

7.12. - 20.12.

АНКЕТА

Данный опрос проводится в целях изучения трудовых намерений, мотивации трудовой деятельности выпускников учебных заведений. От полноты и искренности Ваших ответов будет зависеть ценность данного исследования.

Поставьте метку напротив вашего варианта.

1. Ваш пол:

□ мужской

□ женский

2.Ваш возраст:

______

3. Место учебы:

□  ВУЗ

□  ССУЗ

□  СУЗ

□  другое_________

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Желаете ли Вы продолжить учебу или устроиться на работу после окончания учебного заведения?

□  продолжить учебу

□  устроиться на работу

2.  Хотели бы Вы работать по своей специальности?

□  да

□  нет

3.  В каком учебном заведении Вы хотели бы продолжить учебу?

□  ССУЗ

□  ВУЗ

□  аспирантура

□  другое

4.  Хотели бы Вы совместить учебу с работой?

□  да

□  нет

5.  Выберите для себя преобладающие типы мотивации трудовой деятельности (несколько).

□  хорошо оплачиваемая работа

□  содержание труда (интересная работа; работа не должна быть в тягость)

□  возможность дальнейшего профессионального роста

□  возможность видеть результаты своего труда

□  общественное признание труда

□  возможность дополнительного заработка

□  хорошая организация труда

□  резервы времени для досуга

□  возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности

□  творчество в процессе труда

6.  Как Вы собираетесь устроиться на работу?

□  самостоятельно

□  через знакомых

□  по распределению из учебного заведения

7.  Сколько часов в день Вы готовы работать?

□  6

□  8

□  12

□  24

Благодарим Вас за участие в опросе.


Вопросы

выпускники ,чел. (%)

Итого

СУЗ

ССУЗ

ВУЗ

1. Ваш пол:

□ мужской

10 (71,4)

8 (40)

13 (36,1)

31 (44,3)

□ женский

4 (28,6)

12 (60)

23 (63,9)

39 (55,7)

2. Желаете ли Вы продолжить учебу или устроиться на работу после окончания учебного заведения?

□  продолжить учебу

14 (100)

6 (30)

3 (8,3)

23 (32,8)

□  устроиться на работу

0

14 (70)

33 (91,7)

47 (67,2)

3. Хотели бы Вы работать по своей специальности?

□  да

-

14 (70)

29 (80,5)

43 (76,8)

□  нет

-

6 (30)

7 (19,5)

13 (23,2)

4. В каком учебном заведении Вы хотели бы продолжить учебу?

□  ССУЗ

0

0

0

0

□  ВУЗ

14 (100)

6 (100)

0

20 (87)

□  аспирантура

0

0

3 (100)

3 (13)

□  другое

0

0

0

0

5. Хотели бы Вы совместить учебу с работой?

□  да

6 (42,8)

4 (20)

1 (2,8)

11 (15,7)

□  нет

8 (57,2)

16 (80)

35 (97,2)

59 (84,3)

6. Выберите для себя преобладающие типы мотивации трудовой деятельности (несколько).

□  хорошо оплачиваемая работа

14 (100)

20 (100)

36 (100)

70 (100)

□  содержание труда (интересная работа; работа не должна быть в тягость)

6 (42,8)

3 (15)

5 (13,9)

14 (20)

□  возможность дальнейшего профессионального роста

5 (35,7)

4 (20)

17 (47,2)

26 (37,1)

□  возможность видеть результаты своего труда

4 (28,6)

1 (5)

4 (11,1)

9 (12,9)

□  общественное признание труда

1 (7,1)

1 (5)

1 (2,8)

3 (4,3)

□  возможность дополнительного заработка

4 (28,6)

8 (40)

3 (8,3)

15 (21,4)

□  хорошая организация труда

4 (28,6)

2 (10)

10 (27,8)

16 (22,9)

□  резервы времени для досуга

11 (78,6)

8 (40)

25 (69,4)

44 (62,9)

□  возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности

2 (14,2)

4 (20)

7 (19,5)

13 (18,6)

□  творчество в процессе труда

1 (7,1)

2 (10)

9 (25)

12 (17,1)

7. Как Вы собираетесь устроиться на работу?

□  самостоятельно

5 (35,7)

4 (20)

5 (13,9)

14 (20)

□  через знакомых

5 (35,7)

3 (15)

7 (19,5)

15 (21,4)

□  по распределению из учебного заведения

4 (28,6)

13 (65)

24 (66,6)

41 (58,6)

8. Сколько часов в день Вы готовы работать?

□  6

4 (28,6)

6 (30)

25 (69,4)

35 (50)

□  8

9 (64,3)

9 (45)

9 (25)

27 (38,6)

□  12

1 (7,1)

4 (20)

2 (5,6)

7 (10)

□  24

0

1 (5)

0

1 (1,4)

Итого

14 (100)

20 (100)

36 (100)

70 (100)



         



1-СУЗ; 2-ССУЗ; 3-ВУЗ; 4-Итого


1-СУЗ; 2-ССУЗ; 3-ВУЗ; 4-Итого

1-хорошо оплачиваемая работа

2-содержание труда

3-профессиональный рост

4-возможность видеть результаты своего труда

5-общественное признание труда

6-возможность дополнительного заработка

7-хорошая организация труда

8-резервы времени для досуга

9-возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности

10-творчество в процессе труда


1-СУЗ; 2-ССУЗ; 3-ВУЗ; 4-Итого


Вопросы занятости молодежи в последнее время остро встают перед обществом и становятся предметом обсуждений на самом высоком уровне. Констатируется в общем виде противоречие между социальными и профессиональными ориентациями молодёжи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе. Но проблема к этому не сводится. В современных условиях всё острее складывается противоречие между

Похожие материалы

Информация о работе