Сибирский государственный индустриальный университет
Кафедра социологии и политологии
Социологическое исследование
проблемы трудоустройства выпускников учебных
заведений
Принял:
г. Новокузнецк, 2001.
Процедурный раздел программы …………………………………
Анкета ………………………………………………………………..
Сводная таблица ……………………………………………………
Графики ………………………………………………………………
Трудовые намерения выпускников школ и
профессиональных учебных заведений ………………………….
Мотивация трудовой деятельности выпускников
учебных заведений…………………………………………………..
Численность и состав обратившихся и трудоустроенных
выпускников учебных заведений…………………………………
Незанятая молодежь: профессиональный и квалифи-
кационный состав……………………………………………………
Вывод …………………………………………………………………
Прогноз ……………………………………………………………….
Методический раздел программы.
Проблемная ситуация:
В современных условиях проблемы трудовой занятости в России коснулись всех социально-профессиональных и возрастных групп населения. Но наиболее, уязвимой оказалась молодежь, особенно та ее часть, которая, завершив учебу, готова приступить к иной деятельности.
Проблема:
Невысокая востребованность молодых специалистов, не имеющих стаж работы, на рынке труда.
Цель:
Выявить проблему трудоустройства выпускников.
Задачи исследования:
Определить факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы представленной выпускниками.
Объект исследования:
Выпускники учебных заведений.
Системный анализ объекта:
|
|
|
|
|
|
|
Предмет исследования:
Трудовые намерения выпускников, характер спроса и предложения на рынке молодой рабочей силы, мотивация трудовой деятельности выпускников.
Теоретическая интерпретация:
Трудовые намерения – ориентация на трудоустройство. По какой специальности, в какой отрасли хотят работать выпускники.
Статичные элементы трудового намерения: степень образования, наличие 2го образования, наличие ученой степени, семейное положение и др.
Степень образования – высшее, среднетехническое, средне неполное.
Эмпирическая интерпретация:
Эмпирические индикаторы: количество выпускников по категориям желающих пойти работать или продолжать учебу после окончания учебного заведения; серьезность подхода к работе на предприятии молодой рабочей силы; уровень заинтересованности молодыми кадрами.
Гипотеза:
В наше время выпускникам учебных заведений сложно осуществить свои трудовые намерения из-за общего уровня безработицы, низкого качества профессиональной подготовки и имеющейся квалификации выпускников, а также из-за нехватки рабочего стажа.
Процедурный раздел программы.
Генеральная совокупность:
Выпускники учебных заведений (школы №44, №70; монтажный техникум; строительный и металлургический факультеты СибГИУ). В результате подсчета получили приблизительно 700 человек.
Выборочная совокупность:
Принимаем 10% от генеральной совокупности.
700*10%=70 чел.
Схема выборки:
Так как опрос производится среди выпускников, то выборка носит простой случайный характер.
Эмпирические данные будут собираться при помощи опроса и анализа документов (методическое пособие «Статистика трудоустройства г. Новокузнецка»). Опрос в свою очередь будет выполняться по средствам анкетирования, так как удобно и быстро собирать и обрабатывать эмпирические индикаторы.
Вид работ |
Сроки |
Ответственные |
Написание программы |
9.11. - 19.11. |
|
Конструирование и пилотаж анкет |
19.11. - 23.11. |
|
Сбор информации |
23.11. - 30.11 |
|
Обработка информации |
30.11. - 7.12. |
|
Написание отчета |
7.12. - 20.12. |
|
АНКЕТА
Данный опрос проводится в целях изучения трудовых намерений, мотивации трудовой деятельности выпускников учебных заведений. От полноты и искренности Ваших ответов будет зависеть ценность данного исследования.
Поставьте метку напротив вашего варианта.
1. Ваш пол:
□ мужской
□ женский
2.Ваш возраст:
______
3. Место учебы:
□ ВУЗ
□ ССУЗ
□ СУЗ
□ другое_________
Ответьте на следующие вопросы:
1. Желаете ли Вы продолжить учебу или устроиться на работу после окончания учебного заведения?
□ продолжить учебу
□ устроиться на работу
2. Хотели бы Вы работать по своей специальности?
□ да
□ нет
3. В каком учебном заведении Вы хотели бы продолжить учебу?
□ ССУЗ
□ ВУЗ
□ аспирантура
□ другое
4. Хотели бы Вы совместить учебу с работой?
□ да
□ нет
5. Выберите для себя преобладающие типы мотивации трудовой деятельности (несколько).
□ хорошо оплачиваемая работа
□ содержание труда (интересная работа; работа не должна быть в тягость)
□ возможность дальнейшего профессионального роста
□ возможность видеть результаты своего труда
□ общественное признание труда
□ возможность дополнительного заработка
□ хорошая организация труда
□ резервы времени для досуга
□ возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности
□ творчество в процессе труда
6. Как Вы собираетесь устроиться на работу?
□ самостоятельно
□ через знакомых
□ по распределению из учебного заведения
7. Сколько часов в день Вы готовы работать?
□ 6
□ 8
□ 12
□ 24
Благодарим Вас за участие в опросе.
Вопросы |
выпускники ,чел. (%) |
Итого |
||
СУЗ |
ССУЗ |
ВУЗ |
||
1. Ваш пол: |
||||
□ мужской |
10 (71,4) |
8 (40) |
13 (36,1) |
31 (44,3) |
□ женский |
4 (28,6) |
12 (60) |
23 (63,9) |
39 (55,7) |
2. Желаете ли Вы продолжить учебу или устроиться на работу после окончания учебного заведения? |
||||
□ продолжить учебу |
14 (100) |
6 (30) |
3 (8,3) |
23 (32,8) |
□ устроиться на работу |
0 |
14 (70) |
33 (91,7) |
47 (67,2) |
3. Хотели бы Вы работать по своей специальности? |
||||
□ да |
- |
14 (70) |
29 (80,5) |
43 (76,8) |
□ нет |
- |
6 (30) |
7 (19,5) |
13 (23,2) |
4. В каком учебном заведении Вы хотели бы продолжить учебу? |
||||
□ ССУЗ |
0 |
0 |
0 |
0 |
□ ВУЗ |
14 (100) |
6 (100) |
0 |
20 (87) |
□ аспирантура |
0 |
0 |
3 (100) |
3 (13) |
□ другое |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. Хотели бы Вы совместить учебу с работой? |
||||
□ да |
6 (42,8) |
4 (20) |
1 (2,8) |
11 (15,7) |
□ нет |
8 (57,2) |
16 (80) |
35 (97,2) |
59 (84,3) |
6. Выберите для себя преобладающие типы мотивации трудовой деятельности (несколько). |
||||
□ хорошо оплачиваемая работа |
14 (100) |
20 (100) |
36 (100) |
70 (100) |
□ содержание труда (интересная работа; работа не должна быть в тягость) |
6 (42,8) |
3 (15) |
5 (13,9) |
14 (20) |
□ возможность дальнейшего профессионального роста |
5 (35,7) |
4 (20) |
17 (47,2) |
26 (37,1) |
□ возможность видеть результаты своего труда |
4 (28,6) |
1 (5) |
4 (11,1) |
9 (12,9) |
□ общественное признание труда |
1 (7,1) |
1 (5) |
1 (2,8) |
3 (4,3) |
□ возможность дополнительного заработка |
4 (28,6) |
8 (40) |
3 (8,3) |
15 (21,4) |
□ хорошая организация труда |
4 (28,6) |
2 (10) |
10 (27,8) |
16 (22,9) |
□ резервы времени для досуга |
11 (78,6) |
8 (40) |
25 (69,4) |
44 (62,9) |
□ возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности |
2 (14,2) |
4 (20) |
7 (19,5) |
13 (18,6) |
□ творчество в процессе труда |
1 (7,1) |
2 (10) |
9 (25) |
12 (17,1) |
7. Как Вы собираетесь устроиться на работу? |
||||
□ самостоятельно |
5 (35,7) |
4 (20) |
5 (13,9) |
14 (20) |
□ через знакомых |
5 (35,7) |
3 (15) |
7 (19,5) |
15 (21,4) |
□ по распределению из учебного заведения |
4 (28,6) |
13 (65) |
24 (66,6) |
41 (58,6) |
8. Сколько часов в день Вы готовы работать? |
||||
□ 6 |
4 (28,6) |
6 (30) |
25 (69,4) |
35 (50) |
□ 8 |
9 (64,3) |
9 (45) |
9 (25) |
27 (38,6) |
□ 12 |
1 (7,1) |
4 (20) |
2 (5,6) |
7 (10) |
□ 24 |
0 |
1 (5) |
0 |
1 (1,4) |
Итого |
14 (100) |
20 (100) |
36 (100) |
70 (100) |
1-СУЗ; 2-ССУЗ; 3-ВУЗ; 4-Итого
1-хорошо оплачиваемая работа |
||||||||||
2-содержание труда |
||||||||||
3-профессиональный рост |
||||||||||
4-возможность видеть результаты своего труда |
||||||||||
5-общественное признание труда |
||||||||||
6-возможность дополнительного заработка |
||||||||||
7-хорошая организация труда |
||||||||||
8-резервы времени для досуга |
||||||||||
9-возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности |
||||||||||
10-творчество в процессе труда |
||||||||||
1-СУЗ; 2-ССУЗ; 3-ВУЗ; 4-Итого
Вопросы занятости молодежи в последнее время остро встают перед обществом и становятся предметом обсуждений на самом высоком уровне. Констатируется в общем виде противоречие между социальными и профессиональными ориентациями молодёжи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе. Но проблема к этому не сводится. В современных условиях всё острее складывается противоречие между
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.