Философия: предмет, задачи, круг проблем, роль в обществе. Философия Древнего Востока: основные учения и идеи. Проблема человека у софистов и Сократа. Философия эпохи Возрождения

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

№1. Философия: предмет, задачи, круг проблем, роль в обществе. Функции.

Ф.- это особая форма М., система обобщ. знаний и представлений о мире и бытии в нём(не наука). Ф. есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении (Гегель).

Ф не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру.

Предмет-всеобщ связи и св-ва действительности: природа, общ-во, человек; отн об дейст-ти и суд мира.

Осн задачи: выявить закономерности действительности, определить место чел в мире, ответить на фундаментальные вопросы чел существования.

Круг проблем: смысл жизни, отн между человеком и общ., всё, что связано с чел., с окр его действительностью.

Ф.-духовный ориентир общества, способный развивать нравственные и этические критерии, выработка культуры мышления, развитие в человеке человеческого.

Функции Ф.: мировоззренческая (теор обоснование мира и человека), критическая (подверг всё сомнению, не приним всё на веру, подвергает знания тщательному анализу),  гнесеологическая/познавательная (с помощью неё чел познает и понимает мир, разработка общей теории познания), эвристическая (спеособность Ф. совместно с наукой вырабат новые стратегии отношений), аксеологическая/нравственная (сп-ть Ф. вырабатывать новые критерии нравственности, развивать дух сферу чел и общ), прогностическая (предсказание дальн развития), прогматическая (сп-ть получения знаний, от кот можно получить практич пользу), воспитательная (следование «+» нормам и правилам), онтологическая ( сп-ть Ф. описать мир с пом категорий бытие, материя, развитие).

Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни). Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть.  Каждая  эпоха и  каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление  о  решениии  этих вопросов.

№7. Философия Платона

Платон- созд коцепц. объективн идеалисма, разгранич мир вещей и мир идей. Эйдос-идея, кот содержит в себе знания о предназначении и смысле сущ мира и человека. Гл идея-принципы нравственности, красоты и долга. Основа чела-его душа, его идея. Идея переселения душ. С пом органов чувств душа как бы припоминает.Части души: разумная, аффективная(храбрость, мудрость, страсть), вожделеющая/чувст(голова, ноги)

Основа всего сущего-общие идеи. Все предметы материального мира созданы по их подобию. Общие идеи присутствуют во всех предметах как общее в частном, как единое в различном. Высшая идея, к кот сводятся все остальные, от кот зависит общ гармония мира, есть добро ил Бог, конечная цель всего сущего.

Люди не могут познать мир божественных идей. Мир вещей-это лишь тени, отражение истинного мира идей, находящегося на небесах.

Платон придерживался учения  о двойственности природе человека; чел как телесное существо смертен, душа его бессмертна. Когда чел умирает, душа его не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова и возвращается в небесн сферы, к миру идей.

Платон подразделял души в зав-ти от степени знания ими идей. Наиболее знающие души всел в тела буд мудрецов, другие стан душами воинов, земледельцев.

Душа в процессе мышления, чтобы приблизиться к идеям, должна полностью отрешиться от всего телесного, от всех чувст восприятий.

Гл методом платон фил стала его диалектика, кот он разраб как искусство достижения истины путём сопоставления противополож мнений и беседа.

Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше.

. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. Политика - иск-во спасения души, кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.

Конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей. О-во - рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципы с реальн. дейст-стью. Право на упр. - с 50-60 л. Для 2й группы - общее имущ-во, жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в воспит. чувства умеренности и самоогранич.

Он ввёл такое понятие как мироя душа-посредник между миром идей и миром вещей. Создана богом и причастна идеям и материи. С пом неё мир стан единым, упорядоченным-космосом. Выражение-Эрос-посредник между миром идей и миром вещей.

Инд вещам предшествуют безтельные идеи и лишь они облад истинным бытием.

№8. Философия Аристотеля.

Ф-универсальная наука о бытии. Он утв, что в основе всех вещей лежит материя и форма. Материя-это то, из чего сост вещь, её пассивное начало. Форма-это идея вещи, её активное начало, кот орган материю, душа. Душа принадлежит только живым существам. Душа тесно связана с телом, не может сущ без тела,  она способлствует развертыванию всех способностей, таящихся в живом существе. Душа-начало жизни. Есть 3 вида души: растительная (СП-ть к питаню), животная(СП-ть к ощущению)-они неотъемлемы от тела и присущи человеку, разумная(присуща только человеку, она отделима от тела, не прирожденна к нему, бессмертна). В чел бессмертен только разум, после смерти он сливается вселенским временем.

Гл отличие чел от животного-сп-ть чел к интеллект жизни. Только чел может воспр такие понятия как добро, зло, справедливость и несправ-ть. Гл цель чела-стремление к благу-счастье, блаженство. Добродетели чел: мудрость, разумн д-ть, благоразумие. Высш формой д-ти явл познават, теоретич. Чел получ высшее наслаждение  не в потребл мат благ, не в д-ти, напр

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Шпаргалки
Размер файла:
267 Kb
Скачали:
0