Закон единства и борьбы противоположностей, его теоретическое содержание и методологическая роль в объяснении закономерностей бытия

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос 10. Закон единства и борьбы противоположностей, его теоретическое содержание и методологическая роль в объяснении закономерностей бытия. Диалектическое и формально-логическое понимание тождества и противоположностей.

Сокращения: з-н – закон; т-во – тождество; про-сть – противоположность; б-ба – борьба; ф.л. – формальная логика;

Центральный для д-ки. Им утверждается: (1) тотальность (всеобщность) д-ких систем и отношений (в частности, ритмических) в мире; (2) б-ба про-стей как источник самодвижения, саморазвития мира.

Рассмотрим первое положение. Правомерность его покажем в сравнении и противопоставлении ф.л. (Это связано с 1. Все познается в сравнении, точнее в сравнении со своим иным, мужчина с женщиной, а не со стулом; 2. Ф.л. более привычна Вам, пусть Вы ее и не знаете; 3. Обоснованное разрушение привычного способствует лучшему запоминанию приходящему на смену привычному новому.)

Начнем с понимания ф.л. таких понятий как «т-во», «противоречие», «про-сть».

«Т-во» = абсолютное равенство. 1 з-н ф.л. – закон т-ва: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе (формально а=а). (Примеры, если в самом начале мы условились понимать(1) ключ в смысле предмета для открывания дверей, то замена в разговоре содержания это слова на источник в лесу к истине или пониманию не приведет; (2) под словом студент – человека получающего высшее образование или элиту молодежи, то нельзя менять его смысл на другой, в частности,  равный пониманию студента известным героем в фильме «Операция «Ы» - никчемный очкарик, который должен «учиться пока я жив». Кажущаяся банальность этого и других ф.л. законов – синоним их необходимости.)

«Противоречие» – резкое рассогласование в речи, когда одновременно утверждается нечто и его отрицание. 2 з-н ф.л. – з-н непротиворечия (или противоречия): высказывание и его отрицание вместе не могут быть истинными. (Неверно, что сейчас утро и не утро.)

«Про-сти» - слова, выражения, занимающие крайние положения в рамках определенного языкового класса. (Например, берем рост людей, там имеются низкие, среднего роста и высокие люди, где низкого роста и высокие есть прот-сти. Естественно так же, что если человек низкий, то он одновременно не может быть высоким, т.е. про-сти так же исключают друг друга, они не могут быть одновременно в наличности.)

Тезисы д-ков. Ф.л.: (1) – права по отношению к уже полученному, готовому знанию и операциям с ним; (2) – не адекватна и упускает существенные моменты реального мира.

Докажем второй приведенный тезис. Берем любой из окружающих нас предметов, например, этот стол и применяем к нему первый з-н ф.л., т.е. утверждаем, что стол сейчас равен столу (а=а) и так будет и в будущем (прошлое не трогаем). Но очевидно, что стол, в конце концов, перестанет быть этим столом (даже в музее он вечно не сохранится). Более того, опираясь на физику, мы можем сказать, что в столе постоянно происходят изменения и он практически в тот же самый момент, не является этим вот столом, он уже другой стол. Следовательно, понятие т-ва и 1 з-н ф.л. применительно к реальности уже не работает. Но это еще не все. Мы одновременно должны утверждать, что стол есть именно этот стол (что с ним случилось за эту секунду) и что он другой стол (т.к. изменения в нем все же произошли). Т.е., применительно к реальности не работает и 2 з-н ф.л. – з-н непротиворечия. И этим же нарушается требование ф.л., чтобы про-ти были отделены друг от друга. Здесь про-ти «равные себе» и «не равный себе» связаны друг с другом в этом реальном столе. (Для внимательного взгляда не утаится, что наш анализ открыт к критике. В тот же самый момент времени, если мы условимся понимать его как нечто дискретное, стол только т-ен себе, следовательно… Рассмотрение этой проблемы уведет нас в сложные вопросы времени, движения. Избегая этого,  согласимся на следующем: даже правота данного замечания не восстанавливает правоту ф.л. по отношению к реальности. Ф.л. выглядит здесь настолько формальной, что ее претензия на отражения реальности явно неверна.)

Теперь покажем, обращаясь к различным наукам и разделам философии, что д-кие про-сти, системы носят тотальный характер.

Онтология и гносеология. Мир в целом в все в нем единство устойчивого (т-ного) и изменчивого (нет-ного), автономного и связанного (эффект границы), целостного и составного. Анализ и синтез; обыденное и научное, теоретическое знание.

Космология. Если есть ситуация «расширяющейся Вселенной», следовательно, есть, была или будет ситуация «сжимающейся Вселенной».

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
74 Kb
Скачали:
0