Сущность отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Напомним, что именно таким образом получается у Гегеля вечное движение Бога в самом себе, образ змею кусающей свой хвост.)

(Отметим, что, по сути, народная мудрость выходит на что-то похожее. Об этом могут говорить две пословицы и некоторые факты. Пословицы: старость не может, молодость не знает; старый, что малый. Факты того, что в традиционных семьях внуки удел бабушек и дедушек, внуки похожи на них и их часто наделяют именами бабушек и дедушек. Все это в сумме может дать картину вечного круга: перехода от молодости к старости, и обратно.)

Материалисты переосмысляя Гегеля пришли к следующим выводам:

-  три-ность мира, а не Бога;

-  три-ность не в круге, а в спирали;

-  нахождение этой три-сти не такое легкое предприятие.

Приведем примеры проверенных три-ностей реальной жизни (на первом примере введем еще ряд понятий описывающих три-чное движение);

1. Три-чен путь любого последовательного развития мысли.

а) Все начинается с определенного тезиса, отражающего какую-то мысль, утверждение (первое состояние объекта называют «тезисом»). б) Этот тезис либо будет опровергаться противниками, либо для самоуверенности в его обоснованности нужно выдвинуть ему противоположный тезис (это, второе состояние объекта, или инобытие этого объекта называется «антитезисом»). в) Критикуя антитезис, мы вновь возвратимся к тезису, но это будет уже не простое возвращение к тому же самому, но к тезису уже обогащенному всей критикой и апологией (защитой тезиса), т.е. мы как бы возвратимся к тезису-штрих, где штрих отмечает прирост содержания тезиса как за счет обогащения (убеждение в крепости выдвинутого и развитие исходных положений), так и за счет обеднения (учет всех правомерных замечаний) исходного тезиса  (это, третье состояние объекта называют «синтезом».) Отметим еще и то (хотя, в принципе, это уже должно остаться в памяти после изложения три-ности Бога у Гегеля), что «синтез» находится в отношениях диалектического от-ния, снятия как с тезисом, так и с антитезисом.

2. Вполне возможна три-ность развития общественной жизни:

а) начала социальности демонстрирует первобытный коллективизм и защиту друг друга членами первобытных обществ. Все это было связано с очень низким развитием производительных сил, делающим ценным любого члена сообщества.

б) это состояние от-ется дальнейшим развитием общества, на смену общности людей приходят антагонистические отношения между ними, только часть людей пользуется всеми благами общества. Это все стало возможно за счет более высокого уровня развития производительных сил общества.

в) можно надеяться, что в будущем нас ждет третье состояние общества, где на базе высочайшего развития производительных сил возвратиться на новом уровне та общественная солидарность, которая бала присуще первобытным коллективам.

3. Примером диалектических триад часто берут таблицу Менделеева.

4. Гегелевский пример: зерно отрицается стеблем, но на стебле вырастают новые зерна, включающие в себя весь положительный путь развития за это лето. Возможно, этот пример применим ко всему живому, поскольку фиксирует обогащение и совершенствование биологических видов.

Подобно тому, как в 1 з-не диалектике, следует привести и ряд спорных диалектических триад, которые, в отличие от вышеупомянутых, и не обладают классическим статусом, и, вполне возможно, весьма подозрительны. Но в целом их упоминание хорошо дополнит излагаемый материал. Здесь приведем одну, кажется, вполне приемлемую, группу вторых спорных или перспективных, третью – с претензией на шутку.

1. Касается свободы. В детстве свободу обеспечивают родители, и свобода воспринимается как нечто легкое. В юности все меняется. Оказывается свобода должна быть самостоятельно обеспечена, мы многого не сможем сделать. Свобода выступает как нечто вообще невозможное. В зрелом возрасте может произойти (возможно, таков идеал) синтез этих представлений. Правильный выбор пути - как все во взрослой жизни ограниченный и жизнью, и возможностями – вдруг синтезируется с той легкостью ощущения свободы, которая была в детстве и мы выйдем на классическое понимание свободы, свобода есть познанная необходимость.

2.1. Абиологическая материя (бесчувственная, но и практически бессмертная) – люди (чувства, страсти, интеллект, но смерть и знание своей смертности) – киборги (человечность+бессмертие). (Хотя, как насчет проблематики фильма «Смерть ей к лицу»?)

2.2. Смерть – жизнь – смерть. (Последовательность кажется дикой, но, привлекая идеи буддизма, идеи Фрейда об Эросе и Танатосе, дикость не выглядит глупостью.)

3. Умный – гуляет – гуляет с умом.

В заключение еще раз напомним о том, что три закона диалектики связаны

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
75 Kb
Скачали:
0