Диагностика и лечение «острого живота» в гинекологической практике: Методическая разработка для проведения практического занятия по акушерству и гинекологии

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Ознакомить слушателей и курсантов с методикой пункции заднего свода влагалища, с различными вариантами хирургических вмешательств при острых гинекологических заболеваниях (в том числе традиционными, эндовидеохирургическими, микрохирургическими).

Учебное время: одно занятие - 4 часа.

Учебно-материальное обеспечение

1. Гинекологические больные

Для проведения занятия необходимо представить следующих больных с признаками: 1) внутреннего кровотечения; 2) пельвеоперитонита; 3) перекрута опухоли на ножке или нарушения питания узла миомы матки; 4) с острыми воспалительными заболеваниями придатков матки.

2. Литература

Основная

2.1. Айламазян Э.К., Рябцева И.Т. Неотложная помощь при экстремальных состояниях в гинекологии. - СПб: Гиппократ, 1992. - 176 с.

2.2. Баскаков В.П. с соавт. Неотложная акушерско-гинекологическая помощь в гарнизоне. - Л.: б.и., 1985. - 119 с. (уч.пособие).

2.3. Гинекология / Под ред.Л.Н.Василевской. - М.: Медицина, 1985. - 432 с.

2.4. Мандельштам А.Э. Семиотика и диагностика женских болезней. - Л.: Медицина, 1976. - 696 с.

2.5. Цвелев Ю.В. с соавт. Акушерство и гинекология. - СПб, 1992. - 360 с. (учебник).

Дополнительная

2.6. Альперович Б.И., Соловьев М.М. Очерки неотложной хирургии живота (часть 2). - Томск, 1978. - 160 с.

2.7. Кирющенков А.П., Сабуров Х.С. Семинар по неотложной гинекологической помощи. - Т.: Медицина, 1985. - 240 с.

2.8. Новые технологии в неотложной хирургии и гинекологии: Сборник работ / Под ред.А.Е.Борисова. - СПб, 1999. - 152 с.

2.9. Персианинов Л.С., Расстригин Н.Н. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии. - Т.: Медицина, 1983. - 670 с.

2.10. Экстренная помощь при некоторых неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии / Под ред.Н.В.Стрижовой. - М., 1979. - 87 с. (уч.-мет.пособие).

3. Технические средства обучения

3.1. Диапроектор.

3.2. Оверхет.

4. Наглядные пособия

4.1.  Ушивание отверстия в яичнике при апоплексии.

4.2.  Резекция яичника при апоплексии его.

4.3.  Пункция заднего свода влагалища.

4.4.  Операция при внематочной беременности. Наложение зажима на маточную трубу.

4.5.  Операция при внематочной беременности. Наложение зажима на яичниково-трубную связку.

4.6.  Операция при внематочной беременности. Пересечение мезосальпинкса.

4.7.  Операция при внематочной беременности. Удаление маточной трубы.

4.8.  Операция при внематочной беременности. Наложение швов на угол матки.

4.9.  Операция при внематочной беременности. Прошивание сосудов после удаления трубы.

4.10.  Операция при внематочной беременности. Перитонизация культи после удаления маточной трубы.

4.11.  Фимбриопластика.

4.12.  Сальпингостомия.

4.13.  Имплантация маточной трубы.

4.14.  Варианты анастомозов после резекции маточной трубы.

4.15.  Операция при пиосальпинксе. Границы резекции.

План проведения занятия и расчет учебного времени

№ п/п

Учебные вопросы

Время, мин.

1.   

Введение

10

2.   

Контроль исходного уровня знаний слушателей и курсантов

20

3.   

Контроль усвоения слушателями и курсантами основных этапов ориентировочной основы действий

10

4.   

Самостоятельная работа слушателей и курсантов с больными

45

5.   

Тематический обход

60

6.   

Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей

40

7.   

Заключение

5


содержание и методика проведения занятия

Введение

Здесь раскрывается мотивационная характеристика цели, уточняется место и знание данной темы, разъясняется значительность и необходимость изучения темы для практической деятельности военного врача. Дается определение понятия "острый живот", изучению которого посвящено занятие.

Определение понятия "острый живот"

Под этим названием объединяются весьма разнообразные, остро возникающие патологические процессы, которые могут относиться к любому органу брюшной полости и в силу тяжести возникающих явлений нередко требовать оказания неотложной помощи.

Однако, поскольку не все формы "острого живота" требуют оперативного лечения, необходимо пользоваться всеми доступными средствами и способами исследования больных (клиническими, лабораторными, рентгенологическими и др.) для уточнения диагноза. При этом надо учитывать, что условия неотложной диагностики "острого живота" иные, чем те, которые мы имеем при распознавании разнообразных других заболеваний, например опухолей брюшной полости. Если, с одной стороны, в неясных случаях выжидание дает возможность обнаружить появление новых симптомов, то, с другой стороны, связанная с этим потеря времени может сыграть роковую роль в смысле запаздывания спасительного для жизни хирургического вмешательства.

Для выяснения причин "острого живота" применяются те же методы клинического исследования, которые приняты для распознавания любого заболевания органов брюшной полости.

Хотя большинство форм "острого живота" относится к заболеваниям и повреждениям желудочно-кишечного тракта с прилегающими к нему пищеварительными железами (80-85%), а на долю остальных органов брюшной полости приходится значительно меньшее количество (15-20%), - при заболеваниях у женщин следует иметь в виду более высокий удельный вес острых процессов, исходящих из внутренних половых органов.

Контроль исходного уровня знаний слушателей и курсантов призван восстановить в памяти обучаемых необходимые для усвоения данной темы базисные знания из изучавшихся ранее учебных дисциплин или тем занятий по гинекологии.

Слушатель должен знать общую классификацию причин "острого живота".

Общая классификация причин "острого живота"

Н.Н.Самарин предложил делить все заболевания, повреждения и последствия операций, имеющие отношение к развитию "острого живота", на следующие семь групп:

1. Хронические заболевания, осложняющиеся различными формами "острого живота" (например, осложнение язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, брюшных грыж, хронических аднекситов).

2. Хронические заболевания, предрасполагающие к возникновению острых хирургических заболеваний брюшной полости (например, хронический холецистит, предшествующий развитию острого панкреатита).

3. Хронические заболевания, симулирующие "острый живот" (например, спинная сухотка с гастрическими кризами и кишечными болями, туберкулез, некоторые заболевания сердца).

4. Острые заболевания, к которым различные формы "острого живота" присоединяются или непосредственно, или после "светлого промежутка" (например, перитонит при брюшном тифе, перитонит после ангины, пневмонии).

5. Неотложные острые рецидивирующие хирургические заболевания брюшной полости (например, рецидивирующий кишечный заворот, рецидивирующая печеночная колика).

6. Последствия повреждений, предрасполагающих к появлению некоторых форм "острого живота" (послеоперационная грыжа, травматическая диафрагмальная грыжа).

7. Хирургические и гинекологические операции в брюшной полости, предрасполагающие к "острому животу" (например, операция типа гастроэнтеростомии, операции на тазовых органах с последующими брюшинными спайками).

Ввиду многообразия причин, которые могут обусловить развитие "острого живота", врач должен как можно тщательнее осведомиться о предшествовавших острых и хронических заболеваниях, о характере произведенных ранее операций и послеоперационном течении. Следует обратить особое внимание на течение и исходы предшествовавших беременностей (родов и выкидышей), на менструальную функцию (неправильное течение, задержки), перенесенные воспалительные заболевания внутренних половых органов, бывшие расстройства в области мочевой системы, пищеварительного тракта, предшествовавшие инфекционные процессы общего характера или локализованные экстрагенитальные воспалительные заболевания. Общеизвестно, что обострение воспаления придатков или даже развитие тазового (реже общего) перитонита нередко бывает связано с гиперемией половых органов или с менструацией, а также может зависеть от половых излишеств, усиленных физических нагрузок, от охлаждения ног и др.

Методика определения исходного уровня знаний - устный опрос и применение специальных заданий (клинических тестов), на которые слушатели и курсанты могут ответить письменно.

Контроль усвоения слушателями и курсантами основных этапов ориентировочной основы действия (ООД)

Ориентировочная основа действия слушателя и курсанта - это принятая кафедрой система представлений и указаний для слушателей и курсантов, пользуясь которыми, они могут самостоятельно подойти к постановке правильного диагноза.

В первую очередь здесь необходимо рассмотреть клинические признаки

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
160 Kb
Скачали:
0