Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана. Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. Как видно из определения, экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно-финансовыми результатами их деятельности. Экономика предприятий изучается при этом не только в динамике, но и в статике.
Далее, предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся под влиянием объективных внешних факторов. Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, они отражают, как правило, действия экономических законов. В процессе экономического анализа во многих случаях приходится сталкиваться, например, с действием ценового фактора — с изменением цен, тарифов, ставок. Ценообразование в рыночных условиях — процесс в целом стихийный. Цены на готовые изделия, товары, тарифы за перевозки и ставки за услуги устанавливаются с учетом требований закона стоимости, законов рынка.Цены, тарифы, ставки — это не постоянные величины, они постоянно изменяются. Если изменились цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию, товары, то это повлияет почти на все показатели (особенно финансовые) промышленных, строительных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий. На промышленных предприятиях изменятся показатели валовой, товарной, реализованной и чистой продукции, показатели себестоимости и чистого дохода; в торговых — показатели оптового и розничного товарооборота, уровня реализованных скидок, издержек обращения и прибыли. Изменения цен, тарифов, ставок вызывают в процессе анализа довольно сложные экономические расчеты. Фактор цен, не зависящий от того или иного предприятия, исключается путем индексных пересчетов, его действие выявляется особо, вне связи с другими факторами.
В определении указывается также, что предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия субъективных (внутренних) факторов. Их влиянию на хозяйственную деятельность в ходе анализа уделяется самое пристальное внимание.
Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования.
Технико-экономический анализ деятельности предприятия включает:
· анализ объема, сортамента и реализации продукции;
· анализ трудовых показателей;
· анализ себестоимости продукции;
· анализ прибыли.
При решении задач используют различные вида анализа:
Текущий (ретроспективный) анализ. Этот анализ проводится на базе отчетности, факты сравниваются либо с планом, либо с прошлыми цифрами. Это полный и глубокий анализ, но он обращен назад;
Оперативный анализ – решение задач, стоящих перед управляющей системой. Его задача – вовремя отметить отклонение и предпринять меры для его коррекции.
Перспективный (прогнозный) – анализ прошлого с целью возможностей в будущем. Функционально-стоимостной. Метод системного исследования функций отдельного изделия или хозяйственного процесса, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта и потребления.
Пространственный анализ – сравнительный анализ отчетности подразделений фирмы, цехов , отделов, дочерних предприятий.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) (будет отдельный вопрос – см. ниже) Факторный анализ - влияние отдельных факторов на результативный показателе (например, факторы, влияющие на прибыль)
Горизонтальный анализ (ВАЖНО) – сравнение каждой позиции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.