Тема 5: Общие основы рыночной экономики.
1. Понятие рынка.
2. Простейший механизм взаимодействия государства, фирм и домохозяйств.
3. Виды и типы рынков.
4. Рынок как социальный институт. Инфраструктура рынка.
5. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
6. Проблемы перехода к рыночным отношениям в России.
Первый вопрос. Понятие рынка.
Для большинства из нас слово «рынок» ассоциируется, в первую очередь, с местом, где покупаются и продаются различные товары, то есть между продавцами и покупателями происходит добровольный обмен товарами, услугами, деньгами.
Добровольность обмена означает, что никто не диктует условия сделки участникам. Однако для того чтобы заключить рыночную сделку (купить или продать товар) покупателю и продавцу вовсе не обязательно встречаться в каком-то строго определенном месте. Например, на товарной бирже товары могут покупаться и продаваться, но для этого покупателям и продавцам не нужно видеть друг друга. Для заключения сделки они пользуются услугами брокеров. Покупатель может даже не видеть приобретаемого им товара, а продавец не получает деньги за проданный им товар из рук в руки, так как они могут быть переведены ему на банковский счет. Однако в любом случае происходит добровольный обмен между покупателем и продавцом.
В итоге происходит распределение результатов производства, то есть произведенных в обществе товаров и услуг между людьми.
Можно дать несколько определений рынка:
- Рынок означает распределение товаров и услуг между членами общества путем добровольного обмена.
- Рынок – это механизм, который соединяет покупателя и продавца.
- Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
В более широком смысле понятия «рынок» означает такую организацию экономической жизни общества, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают:
1. В каком количестве и какие товары (услуги) они будут производить.
2. Как эти товары произвести (из каких ресурсов и с помощью какой технологии).
3. Для кого (для какого потребителя) будут производиться товары.
Рынок – это прежде всего горизонтальные связи, прямые экономические, без опосредующих звеньев (в лице государственных органов), связи между потребителем и производителем.
Экономическую организацию жизни общества, основанную на рыночном механизме, называют рыночной экономикой. Для того чтобы рыночный механизм успешно функционировал, необходимы следующие условия:
Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. Разделение труда с неизбежностью требует развитие обмена.
Второе условие складывание рынка, рыночных отношений – это экономическая обособленность товаропроизводителей, специализирующихся на производстве одного или ряда продуктов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности (рассмотрено ранее).
Третье условие – свобода предпринимательства и выбора. Система горизонтальных связей предполагает, что они устанавливаются между самостоятельными товаропроизводителями, свободными предпринимателями.
Свобода предпринимательства означает, что частные предприниматели вправе:
1. Приобретать экономические ресурсы.
2. Организовывать процесс производства из этих ресурсов товара или услуги по собственному выбору.
3. Продавать этот товар на рынках.
Никакие искусственные ограничения, которые устанавливаются правительством и другими производителями, не мешают предпринимателям принимать решение вступать в какую-нибудь конкретную отрасль или выйти из нее. Со свободой предпринимательства тесным образом связана свобода выбора в рыночной экономике. Свобода выбора означает:
1. Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать и реализовать эти ресурсы по своему усмотрению.
2. Свобода выбора означает. Что работники вправе заняться любым делом, видом труда, на который они способны.
3. Свобода выбора означает, что потребители свободны в пределах своих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.