Введение в экономическую теорию. Производство и его факторы. Формы организации общественного производства. Общественные формы продуктов

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Конспекты лекций.

i. Общий раздел.

Тема 1. Введение в экономическую теорию (4 часа).

Современное представление об экономике.

1.  Экономическая теория как наука.

2.  Исторический процесс возникновения экономических знаний общества.

3.  Предмет, цели, функции экономической теории.

4.  Методы экономической науки.

5.  Экономическая система: сущность, структура, закономерности развития.

Первый вопрос: Современные представления об экономике. Экономическая

теория как наука.

Экономика - это часть жизни общества, которая связана с производством и потреблением (использованием различных товаров и услуг), обменом, а также распределением этих товаров и услуг между отдельными членами общества.

Создав экономику, человечество совершило качественный скачок в своем развитии, вырвалось из жесткой зависимости от окружающей  среды. Экономика образует каркас цивилизации. Она держит на себе все остальные институты человеческого общества: науку, культуру, государство и т.д. Современной экономикой принято называть национальное (народное) хозяйство. Экономика производит постоянно два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства. Главная функция экономики (и одновременно изначальная цель человеческой деятельности) - обеспечить общество предметами потребления, без которых человек не может существовать.

Экономика - это также учебная дисциплина, социальная наука, изучающая общественные связи между людьми.

Можно дать общее определение экономической науки или экономической теории. Экономическая теория - это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.

Второй вопрос: Исторический процесс возникновения экономических знаний

людей.

В развитии экономической теории условно можно выделить 3 этапа (по ее названиям):

1.  Экономия.

2.  Политическая экономия.

3.  Экономикс.

В античном обществе, возникла экономия - наука о домашнем хозяйстве («ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон). В целом этот 1 этап охватывает длительный отрезок времени (IV тыс. до н.э. - V в.н.э и затем эпоху средневековья вплоть до XVII). В первой половине этого этапа, соответствовавшего эпохе древних цивилизаций, для экономической мысли характерна ее неотделенность от  религиозной идеологии и политико-правовых воззрений. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения вращаются в основном вокруг проблемы функционирования хозяйства, государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового завета, позже - Корана.

2 этап - политическая экономия. Ее подэтап - политическая экономия богатства, Меркантилисты ищут источник богатства общества в сфере обращения (торговле). Классики буржуазной политэкономии (Кенэ, Смит, Рикардо) ищут источник капиталистического богатства в сфере производства. Однако в центре внимания представителей классической политэкономии не сам общественный процесс производства, а лишь внешний результат этого процесса - капиталистическое богатство. А.Смит уделял наибольшее внимание условиям его производства и накопления, Д.Рикардо - распределения, Сисмонди -потребления. Далее развивалась политэкономия марксизма или пролетарская политэкономия (II половина XIX века). Маркс, Энгельс стали рассматривать политэкономию как науку, изучающую производственные отношения, сменяющих друг друга общественных формаций, способов производства. Для этого учения было характерно рассмотрение вопросов с позиций рабочего класса, т.е. классовый подход. Учение марксизма было асимметричным в том смысле, что акцент делался на исследование производства, отношений между работниками и работодателями, а рынок, поведение потребителя оставались за пределами исследования. Неоклассическое направление экономической мысли восполнило этот пробел (последняя треть XIX века).

3 этап – зарождение экономикс. Австрийская школа предельной полезности разработала субъективно-психологическую теорию с позиции прежде всего потребителя материальных благ. Затем пришла вторая волна маржинализма – конец XIX века - создавшая обновленную систему категорий и законов, получившую название "Экономикс" (А.Маршалл, 1890 год, «Принципы экономикс»).

Третий вопрос: Предмет, цели и функции экономической науки

Похожие материалы

Информация о работе