Справочно-правовые услуги как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

На правах рукописи

СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ   УСЛУГИ  

КАК   ФАКТОР   ПОВЫШЕНИЯ   КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   ПРЕДПРИЯТИЯ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ульяновск   2007


Работа выполнена в Ульяновском государственном техническом университете

Научный руководитель -                  кандидат экономических наук, доцент

Официальные оппоненты:                доктор экономических наук

кандидат экономических наук

Ведущая организация -                    Омский государственный институт сервиса

Защита состоится 20 апреля 2007г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.214.02 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул. Советской Армии, д.141, г. Самара, 443090.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного экономического университета

Автореферат разослан 19 марта 2007г.

 


Ученый секретарь диссертационного совета                                                                      Крячков А.Ф


Общая характеристика работы

Актуальность выбранной темы. Конец 20-го, начало 21-го века можно назвать новым этапом в развитии конкуренции для которого характерны многоаспектность интересов конкурирующих сторон, динамизм, агрессивность. Такую ситуацию называют гиперконкуренцией.

Характерной особенностью современных рынков является также высокая степень неопределенности внешней среды организации. Снижение степени неопределенности среды часто невыгодно для влиятельных участников рынка, так как они предпочитают не разглашать своих стратегических намерений на будущее и даже стараются целенаправленно подорвать стабильность рынков, тем самым, усиливая неопределенность, сформировать новые рынки по непредсказуемому алгоритму.

Ведущей тенденцией современной экономики является бурное развитие информационного производства. Фундамент новой стадии развития экономики формирует информационный сектор, а знания превращаются в основной экономический ресурс. Неисчерпаемость информации как важнейшего фактора экономического роста создает новые возможности повышения уровня конкурентоспособности организации. Победителями в конкурентной борьбе становятся интеллектуальные лидеры – это организации, способные создать и динамично развивать интеллектуальный потенциал. В условиях развития информационного производства закономерным является и рост доли обслуживающих движение информации отраслей в ВВП. К таким отраслям относится и отрасль справочно-правовых услуг. Кроме того, организации этой сферы деятельности могут быть созданы с минимальными инвестициями, что особенно важно в современных условиях, когда традиционные конкурентные преимущества утратили былую ценность, и основным конкурентным преимуществом становится высокий уровень интеллектуального потенциала.

Актуальность решения проблемы эффективного функционирования и развития организации сферы справочно-правовых услуг в условиях усиливающейся конкуренции, неопределенности внешней среды и необходимости завоевания интеллектуального лидерства в этой сфере, а также недостаточная изученность ее отдельных теоретических и прикладных аспектов предопределили выбор темы научного исследования и рассматриваемый в ней круг вопросов.

Степень разработанности проблемы.

В современной отечественной и зарубежной литературе с разной степенью разработанности освещаются отдельные вопросы поставленной проблемы.

Различные аспекты проблем формирования и функционирования сферы услуг затрагивали в своих работах такие ученые и специалисты  как: Т.А. Арсланов, В.Э. Гордин, Е.В. Демченко, В.Н. Калышенко, А. Кусков, В.Д. Маркова, Р. Мердик, Н.В. Миронова, В.Б. Николайчук, Э.В. Новаторов, С.В. Носков, Е.В. Песоцкая, Л.А. Сосунова, Р. Рассел, А.М. Ракова, Н.П. Резникова, Б Рендел, А. Челенков, Б. Чернышев, В.К. Чертыковцев, К. Хаксевер, Р.В. Шеховцов. Различные аспекты управления предприятиями сферы услуг и их конкурентоспособностью рассматривали в своих работах такие авторы, как Е.П. Голубков, А. Нещадин, Е. Попов, Г. Хэмел, К.К. Прахалад.

Несмотря на значительное количество научных публикаций по проблемам управления предприятиями сферы услуг, их конкурентоспособностью зачастую исследования носят неполный характер, начиная от самой терминологии таких понятий как «услуга», «сервисная экономика», «конкурентоспособность». Недостаточно разработанными остаются теоретические, методологические и методические основы управления предприятием в условиях сервисной экономики, факторы и механизмы обеспечения конкурентоспособности сервисных предприятий.

Вышеперечисленное определило цели и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является уточнение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма процесса управления конкурентоспособностью организации сферы справочно-правовых услуг для достижения поставленных целей развития.

В ходе работы решались следующие задачи:

-  раскрыть сущность и содержание понятий сервисная экономика, сфера услуг, услуга, конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал сервисного предприятия;

-  построить концептуальную модель конкурентоспособности организации на основе выявления ее основных факторов и их взаимосвязи в условиях сервисной экономики;

-  разработать систему взаимосвязанных показателей конкурентоспособности организации сферы услуг, критерии и методы их оценки;

-  определить основные составляющие конкурентного потенциала организации и их роль в повышении уровня конкурентоспособности организации сферы услуг;

-  разработать механизм управления конкурентоспособностью организации сферы справочно-правовых услуг.

Объект исследования – предприятия сферы справочно-правовых услуг, а именно ООО «Гарант Сервис Симбирск» и ЗАО «Консультант Плюс», которые обладают необходимой репрезентативностью для разработки и обоснования научных положений и практических рекомендаций для организаций сферы справочно-правовых услуг по повышению эффективности управления их конкурентоспособностью.

Предметом диссертационного исследования являются организационные и экономические отношения, складывающиеся между организациями сферы справочно-правовых услуг в процессе управления их конкурентоспособностью.

Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по сервисной экономике, экономике, услугам, менеджменту, маркетингу услуг, стратегическому маркетингу, методические разработки, результаты различных научно-практических и прикладных исследований по проблемам оценки и управления конкурентоспособностью организации сферы услуг, периодическая литература, материалы научных исследований, представленных в виде диссертаций, ресурсы Интернета.

В процессе исследования были применены общенаучные методы познания, методы системного, процессного, экономико-статистического, стратегического анализа, матричные методы, методы теории нечетких множеств, методы экспертных и рейтинговых оценок.

Научная новизна исследования. Научную новизну содержат следующие положения работы:

-  уточнено понятие конкурентоспособности организации сферы услуг, дано

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
198 Kb
Скачали:
0