СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и объекты государственной собственности субъектов РФ
4. Основы разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами
5. Особенности разграничения предметов ведения, полномочий и объектов собственности в сложносоставных субъектах РФ
6. Практические шаги последних лет
6.1. Аэропорты разрешили передавать в собственность субъектов РФ
Заключение
Литература
Введение
Российская Федерация представляет собой федеративное государство, а потому в ее правовой системе важное место отводится правовому положению субъектов Федерации. Экономическое же положение российских регионов - залог экономического процветания всего государства в целом. Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ и действующим законодательством. При этом территориальная организация таких субъектов Российской Федерации как края (области) с входящими в их состав автономными округами предполагает значительные особенности как в механизме разграничения государственной собственности и доходов от нее, так и в управлении объектами государственной собственности. Между тем, государственная собственность и ее эффективное использование имеет важное значение для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Федерации. Организация государственной власти в федеративном государстве предполагает, что федерация обладает основными полномочиями по разграничению как предметов ведения и полномочия, так и налоговых доходов, составляющих основу бюджетов всех уровней. Требования минимальной бюджетной обеспеченности обуславливает необходимость наличия у субъектов Федерации собственных источников доходов, обеспечивающих минимально необходимые расходы их бюджетов. Но распределение бюджетных налоговых доходов в Российской Федерации никогда не было справедливым. Если существенная часть расходных статей часто перекладывается на бюджеты регионов, то распределение налоговых доходов остается в соотношении 60/40 в пользу Федерации. В этой связи эффективное управление государственной собственностью субъекта Федерации, приводящее к повышению доходов бюджета, приобретает все большее значение.
Вместе с тем, перераспределение властных полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, рассматриваемое в комплексе, предполагает необходимость передачи соответствующим органам власти не только полномочий, но и имущества, необходимого для их реализации.
Вторым важным аспектом, обуславливающим актуальность темы настоящего диссертационного исследования, является проводящаяся в России административная реформа. Изменение принципов и форм деятельности органов исполнительной власти напрямую затронет и органы, занимающиеся управлением государственной собственностью.
И хотя административная реформа Правительства Российской Федерации не обязательно означает перенос новой модели организации исполнительной власти на региональный уровень, но субъекты Федерации должны, проанализировав федеральную модель, попытаться перенести к себе все важные положительные моменты реформы.
Следующим важным фактором является качественный переход в системе управления государственной собственностью от массовой приватизации к точечной и формированию системы управления оставшимися в распоряжении субъектов Федерации объектами собственности. К началу 90-х годов XX века Россия располагала почти 100-процентным объемом государственной собственности в экономике. За более чем десятилетие реформ и активного приватизационного процесса показатели объема государственной собственности в экономической системе достигли общемировых величин. Вместе с тем крайне неэффективным остается использование государственной собственности, поскольку доходы, получаемые субъектами Федерации от ее использования, в 4-5 раз меньше все тех же общемировых величин. Это связано не только с экономическими, но в большей мере с юридическими факторами. До сих пор правовой статус государственной собственности и, прежде всего, государственной собственности субъектов РФ, не урегулирован надлежащим образом. Не приняты даже те федеральные законы, которые прямо упомянуты в Гражданском кодексе РФ. Существует и еще одно соображение. Правовое положение сложносоставных субъектов Федерации является объектом пристального интереса ученых. Их статус привлек пристальное внимание также в связи с процессом объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области. Между тем, каждый субъект Российской Федерации обладает своей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.