4. Экономическая часть
Сила маркетингового подхода к экономической деятельности состоит в том, что технические, коммерческие и сбытовые мероприятия, связанные так или иначе с товаром, рассматриваются всегда комплексно, системно, то есть в тесной связи внешнеторговой работы фирмы с её внутренней структурой, общением с поставщиками, а также собственными, производственными и сбытовыми возможностями.
Полезно иметь в виду, что (по американским данным) из 600 компаний, имеющих коммерческий стаж 2 года, лишь 20% овладевают более чем 2% рынка; через 5 лет работы рост зафиксирован только у 8% стартовавших, а через 20 лет всего у 1,4% было зафиксировано увеличение занятой ими доли рынка.
Программа маркетинга позволяет прогнозировать будущее и с той или иной степенью вероятности определять требуемый ассортимент товаров, производственные возможности, структуру товаропроводящей сети, рекламные мероприятия, необходимые изменения структуры фирмы как целого. Кроме того, опираясь на принципы маркетинга, можно формировать рынок для будущих товаров фирмы, организовывать в сознании покупателей прямую (и очень нужную для коммерческого успеха!) связь между решением их проблем и товарами фирмы, высокими потребительскими свойствами этих товаров.
Далее, действуя в рамках маркетинга, фирма неизбежно организует оборотную связь между покупателями и «своими» проектировщиками (разработчиками) товаров и продавцами. Это даёт возможность целенаправленно регулировать качество изделий и услуг, эффективно расходовать предназначенные для этого средства.
Наконец, принимаемые в маркетинговых операциях решения опираются на достаточно объективную и разнообразную информацию. Это увеличивает достоверность и эффективность управленческих действий, помогает добиться рациональных структур в самых разных сферах деятельности фирмы.
Успех в работе на рынке может быть достигнут только в том случае, если мы будем строить свою производственную политику не на базе наших производственных возможностей, а на базе потребностей потенциальных покупателей новых товаров.
Разработаны и успешно практикуются многие системы показателей для проведения маркетинговых исследований.
1. Показатели, используемые для анализа условий рынка
1.1. Показатели для изучения общеэкономических исследований
— Объём капиталовложений, направленных на обновление и расширение основного капитала крупнейших фирм и отрасли в целом.
— Индексы производства или отгрузок за прошлый период:
— объём выпуска продукции по отрасли в целом;
— величина отгрузок товара потребителям;
— запасы товаров;
— поступление и портфель заказов отдельных фирм и по отрасли в целом.
— Размеры и структура затрат на научные исследования и разработки в собственной форме и по отрасли в целом.
— Темпы обновления продукции:
— доля и количество принципиально новых товаров, поступающих на рынок.
— Динамика численных показателей уровня цен:
— сопоставление индекса оптовых и розничных цен;
— сопоставление цен и издержек производства по отдельным фирмам крупнейшим производителям товаров.
— Объём, динамика и структура международной торговли по конкретному товару:
— географическое распределение экспорта и импорта данного товара.
— Мероприятия государства, направленные на регулирование рыночных отношений:
— кредитная и налоговая политика;
— политика учётных ставок;
— политика финансового и организационного содействия предпринимательской деятельности, осуществляемая как в своей стране, так и за рубежом, включая заграничные капиталовложения, поглощение и слияние фирм и др.
1.2. Показатели для анализа спроса
— Объём спроса (потребления) в текущий период, темпы его роста в прошлом и оценка на перспективу:
— потребность в товаре;
— факторы предпочтения при выборе товара покупателем (качество, цена, известность поставщика, уникальность изделия, дизайн, надёжность поставок, предпродажное обслуживание).
— Оценка видимого потребления:
— производство плюс импорт минус экспорт.
— Оценка покупательной особенности населения (платёжеспособного спроса населения) в прошлый период и на перспективу:
— покупательная способность населения;
— потребление интересующих видов продукции в расчёте на душу населения;
— спрос на все виды сопоставимой продукции и взаимозаменяемые товары;
— общая сумма доходов населения с разбивкой по районам (регионам);
— фонд заработной платы;
— индекс стоимости жизни;
— уровень налогообложения.
По всем вышеназванным составляющим определяются тенденции развития.
— Оценка воздействия научно-технического прогресса на состояние и динамику потребительского спроса.
1.3. Количественная оценка предложения конкурирующего товара
— Структура предложения товара:
— степень обновления ассортимента;
— значение новых товаров;
— технико-экономические характеристики новых и перспективных товаров.
— Уровень цен на товары различных изделий и модификаций.
— Доля фирм — крупнейших поставщиков товаров на рынок и оценка их производственных мощностей.
— Оценка перспектив развития предложения с учётом тенденций развития мировой экономики.
1.4. Показатели, необходимые для анализа требований потребителя к товару
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.