Основные типы организации производства
Докапиталистическое производство в основном было натуральным . Это тип хозяйства, которое направлено на удовлетворение личных потребностей. Продукты не принимают товарной формы и образуют фонд жизненных средств самих производителей .Для натурального хозяйства характерны прямые хозяйственные связи между производителем и потребителем . Продукт в натуральном хозяйстве проходит три фазы : производство – распределение и перераспределение - потребление .
Противоположностью натурального хозяйства является товарное производство . Это производство продуктов для обмена, для продажи с целью удовлетворения общественных потребностей. Товарное производство существует около 6000 лет.
Условия существования товарного производства :
1 . Общественное разделение труда , специализация товаропроизводителей . Истории известны следующие типы общественного разделения труда :
- выделение земледелия и скотоводства ещё в первобытном обществе ;
- появление ремесла , а вместе с ним зарождение городов, преимущественно умственного и физического труда ;
- развитие торговли ;
- международное, всемирное разделение труда ;
2 . Экономическая обособленность товаропроизводителей , связанная с собственностью на средства производства .
3 . Открытость хозяйства : продукты труда покидают пределы предприятия , т.к. созданны для других и поступают на рынок для удовлетворения потребностей членов общества. Сами же товаропроизводители нуждаются в продуктах труда других . Отсюда – общественный характер производства .
Товарное производство экономически целесообразно , т.к. каждый предприниматель старается произвести продукцию с меньшими затратами . Для товарного производства характерен монолог производителя , в отличиие от рыночной экономики , где имеем дело с производством и потреблением , спросом и предложением .
В товарном производстве продукт проходит три стадии : производство – обмен – потребление.
Условно основные типы организации производства можно выразить следующим образом :
Рыночная экономика
Экономика
(товарное производство)
Производство
(натуральное хозяйство)
Развитие типов организации производства показывает , что хозяйственная деятельность людей – это сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором выделяется четыре фазы общественного воспроизводства : производство, распределение, обмен, потребление, с которыми мы будем знакомиться в процессе изучения экономической теории.
Товарное производство, рынок, помимо других фаз , связано с обменом.
Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ .
В маркетинге товаром называют всё то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечь внимание использовать , потребить . Товаром можно назвать всё то , что может оказать услугу , удовлетворить нужду.
В политэкономии товар – продукт труда , удовлетворяющий потребности человека и поступающий в пользование через куплю-продажу , обмен.
Товар обладает двумя свойствами :
1. Потребительная стоимость (для покупателя.) . Это вещь с её полезными свойствами . способность вещи удовлетворять человеческие потребности. Эта категория не связана с товарным производством , т.к. человеку всегда нужны блага , удовлетворяющие его потребности. Но без неё нет товара . Важным свойством потребительной стоимости является качество продукции . Это совокупность свойств продукции , удовлетворяющих потребности в соответствии с назначением .
2. Другим свойством товара является способность обмениваться – меновая стоимость, которая выступает как форма стоимости товара (для изготовителя ). Стоимость – это не только затраты труда на изготовление товара
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.