Ответы на экзаменационные вопросы № 4-72 по дисциплине "Экономика" (Экономические проблемы эпохи феодализма. Теория «жизненного цикла продукта»)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

4. Экономические проблемы эпохи феодализма

На смену рабовладельческому строю приходит феодальный способ производства, основанный на частной феодальной собственности на землю и внеэкономическом принуждении непосредственных производителей – крестьян. Феодальное общество имело сословный характер, характеризовалось иерархической структурой господствующего класса, широким развитие отношений корпоративного типа. В крупных странах Востока Феодальные отношения стали формировать в 3-4в н.э. Происходит дальнейшее смягчение рабовладельческих отношений. Важной предпосылкою процесса феодализма стали мероприятия государственной власти по раздаче земель частное владение и пользование.

Однако при широком развитии разных форма условного частного земледелия государство продолжало полностью распоряжаться относительно большим фондов плодородных земель, собирая с них поземельные налоги. Это позволяло ему постоянно вмешивать в развитие частных хозяйств, владельческий статус которых было в основном не полным. Это и определило развитие в странах Востока различных форм «государственного феодализма», рад основных элементов которого был унаследован из древности. Ли Гоу написал трактат «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоении народа». Он рассматривал «финансы государства» в качестве главного звена обогащении государства. Они – основное средство для достижения идеального порядка, чтобы вести мизерны подсчеты, доискиваться до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем самым его недовольство, а в том, чтобы усилить основное и создать меру в расходах и потреблении, с тем, чтобы в низах не испытывали нужды, в верхах был бы достаток. Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и «Сума теологии Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство».Справедливая цена, как считал Аквинат, должна вырабатываться н только с вещью, что продается, а и с убытком, которого мог бы потерпеть продавец от продажи. В током случае «позволено по праву продавать вещ дороже, чем она стоит сама по себе, хоть она не должна продаваться до роже, чем стоить ее качества».

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинат соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов, которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только в вопросе торгового дохода, а и процента. Никола Орем в своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» он высказывал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданной людьми и для облегчения обмена товаров. Он пиал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Т.р. Орему принадлежит одна из первых попыток обоснования металлитической теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо оказывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Он подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.

7. Экономические взгляды Томаса Мюнцера

Также, как и в средние века, на теологический рационализм в период Реформации оказывали влияние религиозные мистический учения. Реформация вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспособила к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу. С наиболее радикальным изложением мистики мы встречаемся в учении вождя народной революции в Германии Томаса Мюнцера (1490-1525) - церковного проповедника, идеолога крестьянско - плебейского лагеря Реформации. Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в нем идет речь лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания остается земной порядок, который считается неприкосновенным.

Реформацию Мюнцер видел не сколько в обновлении церкви и ее учения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
841 Kb
Скачали:
0