Сущность, формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Конкуренция (конкурро – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия хозяйствования.
Она порождается рядом причин:
1. полная хозяйственная обособленность товаропроизводителей;
2. полная зависимость товаропроизводителя от состояния рынка;
3. противостояние всем другим производителям за покупательский спрос.
Рыночная борьба за выживание и процветание – это закон рыночного хозяйства. Современной рыночной конкуренции способствовала свободная конкуренция – борьба всех против всех (домонополистический этап).
Различают:
1. Внутриотраслевую конкуренцию – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.
Цель ее – завоевать место под солнцем, т.е. склонить покупателя приобрести продукцию этой фирмы.
Средства ее – совершенствование техники, технологии, экономия ресурсов.
2. Межотраслевую конкуренцию – это соперничество предпринимателей, вложивших свои средства в разные отрасли производства.
В практике хозяйствования могут быть и убыточные предприятия, поэтому задача предпринимателя – перепрофилировать производство или поменять акции на более перспективные отрасли.
3. Совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция (свободный рынок) обладает рядом признаков – их дал Сильвермен. Это рынок, где устанавливается одна и та же цена на один и тот же товар в одно и то же время.
Признаки совершенной конкуренции:
1. Неограниченное число участников.
2. Большой и регулярный спрос.
3. Многообразие форм собственности.
4. Абсолютная мобильность всех ресурсов.
5. Наличие у каждого предпринимателя полной рыночной информации.
6. Абсолютная однородность одноименных продуктов.
7. Ни один участник рынка не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими, – цены устанавливаются стихийно.
Элементы свободного рынка для эффективного функционирования системы:
1. Свободное движение цен на основе свободной конкуренции. Правительство не должно диктовать цены, чтобы избежать застоя в производстве и предложении, но в случае войны и научных бедствий оно должно контролировать цены.
2. Отсутствие давления на поставки.
3. Адекв6атная информация о рынке.
4. Вред правительственного вмешательства.
5. Альтернативное использование ресурсов.
6. Широкий выбор.
7. Неограниченное число участников рынка и свободная конкуренция между ними, позволяющая устанавливать рациональное поведение субъектов.
Таким образом, свободный рынок – это самостоятельная, саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, в которой люди делают то, что они сами решают делать.
Свободный рынок – это свободное предпринимательство.
В реальной действительности свободный рынок – это скорее абстракция.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, где не выполняются условия совершенной конкуренции (с/х производство зерна…).
Конкуренция может быть:
1. Между простыми товаропроизводителями – ориентируются на общественную рыночную стоимость товаров.
2. Среди единоличных капиталов.
3. Конкуренция монополий.
4. Среди покупателей.
5. Среди продавцов и покупателей и др.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – есть экономический закон рыночного хозяйства.
Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким, «бросовым» ценам.
Различают, таким образом, конкуренцию:
- функциональную (определенного товара);
- видовую (по цене и качеству);
- межфирменную (среди отдельных предпринимателей, фирм);
- внутриотраслевую и межотраслевую;
- совершенную и несовершенную.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.