Проблемы формирования малого бизнеса в России

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Проблемы формирования малого бизнеса в России.

План:

1-Начальный этап развития малого бизнеса в России(1989-1991гг.)

2-Становление малого бизнеса в России(1991-1993гг.)

3-Развитие малого бизнеса(1994-2000гг.)

1-Малый бизнес в экономической теории предполагает участие в нём как частных лиц (физические лица), так и предприятий, гос. организаций(юридические лица).

На первоначальном этапе предполагалось, что в так называемом малом бизнесе могут создаваться предприятия численностью от 5 до 100-150 работающих человек.

Причём в эти годы ограничивалась сумма оборота денежных средств данных предприятий. Необходимо отметить, что первоначальной формой собственности малого бизнеса были кооперативы, которые имели численность от 5 человек и занимались в основном сферой обслуживания населения.

В это время указами правительства СССР и отдельными постановлениями городского правительства г. Москва предоставлялись всевозможные льготы (налогообложения, кредитования, арендная плата, коммунальные услуги и т.д.) для развития малого бизнеса. В это же время отсутствовал так называемый рэкет. За период с 1989-1991гг только по Москве было зарегистрировано порядка 2,5-3 тысяч предприятий с частной собственностью, которые давали поступления в бюджет города в размере 3,5-4%. На этом этапе государство не участвовала как собственник в формировании малого бизнеса (т.е. не давало денег), но и в тоже время не мешало развитию.

Этот этап был отмечен накоплением крупных финансовых ресурсов(группа «Мост», «Логоваз», и т.д.) для дальнейшего развития малого бизнеса.

2-С 1991г начался расцвет малого бизнеса в России. Появилось множество торговых, производственных и посреднических фирм, на которых по данным статистики работало от 10-15% всего трудящегося населения России. В формировании собственности малых предприятий  стало участвовать и государство.

Появились товарищества с ограниченной ответственностью(ТОО), открытые акционерные общества(ОАО). Множество  банков имели такую форму собственности и относились к малому бизнесу. В этот же период появились так называемые пирамидоидальные структуры(МММ, Тибет, и т.д.) которые подорвали репутацию малого бизнеса как такового. То есть население и государственные организации стали относиться к людям, занятым в малом бизнесе как к полу криминальным элементам. К концу 1993г малый бизнес, и прежде всего производственные предприятия, практически перестали существовать в России.

3-Начиная с 1994г государство стало уделять пристальное внимание развитию малого бизнеса и прежде всего с негативной стороны. Имеется ввиду, что появились многочисленные законы, указы и постановления ограничивающие деятельность предприятий малого бизнеса. Множество предприятий ушло в теневой бизнес. Это объяснялось прежде всего тем, что государство устанавливало непомерное налогообложение(совокупные налоги составляли 100-110% от дохода предприятия), а так же в этот период рэкет принимал неимоверные размеры. Отстрел предпринимателей стал обычным делом всей России. Это продолжалось до тех пор, пока государство, а прежде всего в г. Москва(г-н Лужков) не поняло, что развитие малого бизнеса является не только экономической, но и прежде всего социальной сферой развития общества, так как малый бизнес обеспечивает занятость прежде всего населения с низким уровнем жизни. В Москве в 1996-1997гг был принят ряд регламентирующих документов, которые способствовали возрождению малого бизнеса(что не характерно для всей России). К началу 2000г доля населения занятого в малом бизнесе составляла 20-22% и даёт в бюджет г. Москва 30-32%. На этом этапе(характерно для Москвы), что основное вложения капитала в малом бизнесе стало делаться в производственные и торговые предприятия(пекарни, пр-во запасных частей, авто заправки, лёгкая промышленность, и т.д.). Многие малые предприятия, используя предоставленные им возможности превратились в крупные компании, корпорации, холдинги(фирма «Комус», Сантехкомплект, группа «Мост», Интерос и т.д.). Но не смотря на положительные стороны развития малого бизнеса в России, на сегодняшний день существует не мало проблем, и прежде всего во взаимоотношениях предприятий с государством. Для решения этих проблем, ещё в 1995г была создана Ассоциация поддержки малого бизнеса и предпринимательства, объединяющая более 10,5 тысяч предприятий и организаций России, в которых занято более 10,5 млн. трудящихся.

Литература:

журнал «Вопросы статистики» 1994-1999гг    

Похожие материалы

Информация о работе