Процесс бюджетного регулирования, способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации

2. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации

3. Бюджетное регулирование и его основные методы

4. Межбюджетные отношения: проблемы и пути решения

Заключение

Литература


Введение

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма. С другой стороны отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. Плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.

Именно в бюджетной сфере сосредотачиваются основные противоречия и конфликты между субъектами Федерации и федеральным центром, что отрицательно сказывается на благополучии народов и территорий. Поэтому от решения этой проблемы во многом зависит жизнеспособность самой Федерации. Сбалансированность федеративных отношений позволит достичь подлинного равноправия субъектов Российской Федераций и упрочить целостность Российского государства. Способствовать этому может создание эффективной системы бюджетных отношений между различными уровнями власти, и прежде всего между федеральным центром и субъектами Федерации.

Как отмечается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "незавершенность формирования федеративных отношений наиболее ярко проявляется в нечетком разграничении предметов ведения РФ, субъектов Федерации и предметов их совместного ведения, в неопределенности финансового и ресурсного обеспечения соответствующих полномочий.

Экономический, бюджетно-налоговый федерализм, по мнению российских ученых и политиков, занимающимися этими вопросами, является главным рычагом нормального функционирования Федерации. Если не решены вопросы бюджетные, финансовые, экономические, то фактически все остальное будет пустая политизация, и это по содержанию, по сути не приведет к нормализации федеративных отношений. Разработка эффективной системы бюджетных отношений между всеми уровнями власти выступает одним из решающих условий осуществления реформ в России как в области экономики, так и в области политики.

Цель данной работы рассмотреть процесс бюджетного регулирования, способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса, а также предложить направления улучшения межбюджетных отношений на основе постепенного перехода от их приоритетной направленности на дотационное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов к преимущественному созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов РФ, увеличения заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.

1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений

Похожие материалы

Информация о работе