Производственно-диспетчерский отдел разрабатывает межцеховые оперативные производственные планы, обеспечивает оперативное регулирование хода производства, руководит составлением планов по каждому из основных цехов, осуществляет систематический контроль за их выполнением, регулирует работу участков и цехов завода. В состав этого отдела входит диспетчерский аппарат.
Отдел труда и заработной платы разрабатывает мероприятия по научной организации труда и повышению его производительности, разрабатывает и внедряет передовые системы оплаты труда, осуществляет техническое нормирование и ведет систематический анализ выполнения планов по труду, контролирует правильность применения тарифных разрядов, тарифных ставок и систем оплаты труда, обобщает передовые методы труда и организует соревнование.
Отдел технического контроля (ОТК) следит за качеством ремонта вагонов, ремонта и изготовления их деталей и узлов, выявляет причины брака и разрабатывает мероприятия по их устранению. Основная цель деятельности отдела технического контроля – предупредить выпуск бракованной продукции.
Главная бухгалтерия организует и ведет бухгалтерский учет на предприятии, осуществляет контроль за расходованием денежных средств и материалов, соблюдением финансовой дисциплины и режима экономии, составляет бухгалтерские отчеты и балансы, производит денежные расчеты с рабочими и служащими.
Отдел главного конструктора разрабатывает техническую документацию на ремонт вагонов, обеспечивает чертежами цехи завода, руководит внедрением на предприятии единой системы конструкторской документации.
Отдел главного технолога разрабатывает технологические процессы ремонта вагонов и изготовления изделий и руководит их внедрением, устанавливает режимы работы оборудования, разрабатывает технические нормы и нормативы, конструирует специальный инструмент и приспособления, составляет технологическую документацию, разрабатывает вопросы механизации, автоматизации и внедрения поточных методов производства.
Отделы главного механика и главного энергетика ведают ремонтом оборудования и заводских сооружений, осуществляют монтаж вновь поступающего оборудования, обеспечивают бесперебойное снабжение завода всеми видами энергии, руководят эксплуатацией энергетических установок и электрических устройств. В ведении этих отделов находятся ремонтно-механический и ремонтно-строительный цехи, паросиловое хозяйство, электроремонтный цех.
Отдел материально-технического снабжения обеспечивает предприятие материалами, запасными частями, топливом, инструментом, ведает всеми материальными складами завода. Отдел сбыта руководит участком экспедиции и складом готовых изделий.
Транспортный отдел руководит внешним и межцеховым транспортом завода (рельсовым и безрельсовым). В его распоряжении находятся депо маневровых локомотивов и гаражи, зарядные станции для электрокаров, мастерские по ремонту транспортных средств.
На небольших вагоноремонтных заводах аппарат заводоуправления построен более просто. Некоторые отделы объединены по принципу однородности функций. Например, вместо двух отделов – планово-экономического и производственно-диспетчерского имеется один – планово-производственный.
Основные производственные звенья на заводе – цехи (участки), работающие на основе хозяйственного расчета. Производственная структура цеха определяется различными факторами, и в первую очередь объемом производства, степенью конструктивной сложности изделий и их номенклатурой.
Начальник цеха является в нем руководителем-единоначальником и подчиняется непосредственно начальнику завода. Он осуществляет производственно-техническую, хозяйственную и административную деятельность в цехе, несет полную ответственность за выполнение плана по всем показателям, проводит работу по повышению качества продукции, улучшению условий труда в цехе. В зависимости от структуры производства начальнику цеха подчиняются начальники участков или мастера.
Мастер непосредственно подчиняется начальнику цеха, а в цехах, где есть начальники участков или смен, - соответственно начальнику участка или смены. Мастер руководит коллективом рабочих на вверенном ему участке и организует здесь процесс производства. Он обеспечивает на своем участке строгое выполнение плана производства, правил техники безопасности и охраны труда. Назначаются мастера из числа инженеров и техников.
Придавая особое значение роли мастера на производстве, принято постановление "О мерах по дальнейшему повышению роли мастера производственного участка промышленных предприятий и строительных организаций". В этом постановлении определены конкретные пути повышения эффективности и качества работы, укрепления трудовой дисциплины, развития соревнования мастеров. Руководителям предприятий предоставлено право присваивать звание "Мастер I класса", "Мастер II класса" с установлением надбавок к заработной плате. Мастер должен быть не только высококвалифицированным специалистом, хорошо знающим технологию, организацию и экономику производства, но и быть воспитателем и наставником, умеющим возглавить коллектив, поднять людей на творческий эффективный труд.
Бригадир руководит группой рабочих и непосредственно подчиняется мастеру. Он обычно не освобождается от выполнения производственных функций в бригаде.
На ряде вагоноремонтных предприятий внедряется бесцеховая структура. Сущность ее заключается в том, что вместо цехов создаются производственные участки, которые становятся основной производственной единицей предприятия. Здесь начальники участков занимаются вопросами производства и организации труда, а обслуживание централизованно осуществляет соответствующий отдел заводоуправления. Это повышает роль начальнику участка, сокращает численность административно-технического персонала и улучшает технико-экономические показатели предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.