Этика менеджмента, бизнеса и предпринимательства
Формирование и развитие теории современного менеджмента в условиях перехода России к открытой и свободной рыночной экономике призваны помочь будущим руководителям превратить научные и этические принципы из собрания абстрактных академических знаний в базовые жизненные ценности. Важность теории государственного управления и современного менеджмента усиливается тем, что, во-первых, мы пытаемся соединить две модели общества: общество справедливости и общество свободы. Сейчас стало очевидным, что в реальной жизни России построить единую непротиворечивую модель очень трудно. Именно в этом состоит суть решения проблемы социальной ответственности.
Во-вторых, мы пытаемся соединить модели вертикального и горизонтального управления, а тем самым определить содержание подготовки специалистов по менеджменту. Существуют две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих управленческих принципов и этики менеджмента и предпринимательского бизнеса. Некоторые предприниматели считают, что идеалы, принципы и правила морали к ним не относятся или касаются в меньшей степени. Эта точка зрения опирается на теорию, предложенную Милтоном Фридманом и его последователями. По мнению М. Фридмана, в бизнесе морально оправданы любые действия, если они не противоречат юридическим и рыночным законам. Предприниматели вправе игнорировать возможный негативный эффект их деятельности на потребителей и общество и принимать решения, руководствуясь только целью максимизации своей прибыли. Значит, с точки зрения М. Фридмана, соображения честности, морали и справедливости не должны влиять на решения в сфере предпринимательского бизнеса. Большинство же ученых-экономистов и предпринимателей разделяют иную позицию, в соответствии с которой этика и мораль предпринимательского бизнеса основываются на всеобщих универсальных этических нормах. У цивилизованных предпринимателей не возникает вопроса: «Должны ли они действовать согласно этическим законам?» Сейчас в реальной жизни проблема состоит в том, как надо действовать, чтобы не нарушать мораль, этические нормы. Что касается появления экономических теорий, ин-дентифицирующих рациональную мотивацию человеческого поведения со стремлением максимизировать личный интерес, то в этом следует усматривать прогрессивное намерение активизировать экономическое поведение людей. При этом надлежит только доказать, что личный интерес неизбежно приводит к наиболее эффективному социально-экономическому результату. Если, например, в Японии решающим фактором экономического развития является корпоративный, общинный интерес и поведение, регулируемое такими этическими категориями, как долг, лояльность, добрая воля, то в России с ее особенностями следует идти по пути создания гибкого механизма, обеспечивающего сочетание личных и коллективных интересов с учетом повышения требований социальной ответственности. Социально-экономическая эффективность предпринимательского сектора и его социальная ответственность связаны с решением проблемы взаимоотношения государства и бизнеса. Она затрагивает два основных вопроса: первый — о границах ответственности бизнеса при решении социальных проблем общества; второй — о пределах вмешательства государства в частное предпринимательство.
Для решения проблемы взаимоотношения государственного и предпринимательского секторов предлагаются разумные подходы. С одной стороны, бизнесмены требуют от государства поддержки, с другой — мечтают, чтобы их «оставили в покое». Некоторые предприниматели говорят о необходимости государственных принудительных мер по отношению к тем, кто нарушает этические нормы. В то же время в бизнесе всегда предпочтение отдавали процессам саморегуляции, и находятся бизнесмены, которые считают государственное вмешательство аморальным, так как оно ослабляет конкуренцию и риск, ставит в привилегированное положение уже существующие фирмы по сравнению со вновь возникающими. В настоящее время выдвигается идея партнерских отношений между государством и предпринимательским сектором. В идеале эта система партнерства предусматривает совместное решение проблем трудовых ресурсов (с целью активизации их использования); вопросов, связанных с решением проблем налогообложения; международной торговли; общественных (государственных) заказов; рационального использования земли и охраны окружающей среды; капиталовложений; юридических проблем регулирования деятельности предпринимательского сектора. Предпринимательство ассимилирует национальные культуры, устанавливает между ними единый язык общения и привносит в них определенные формы рациональности. Оно выравнивает, усредняет национальные культуры путем включения в единый хозяйственный рынок. Предпринимательский сектор входит в общее экономическое пространство; предпринимательские структуры не подавляют, а увеличивают потенциал национальных культур, усиливая преимущества разных культур, используя все, что порождает семена разума, и, следовательно, весь мир становится более разумным. Культуры и предпринимательство взаимодействуют и соприкасаются в области материальной культуры, включая технику, технологию, орудия производства и т.п., сферу социальной жизни (экономической, политической, этической; брачно-семейных отношений и типы поведения людей) и наконец, идеологическую область, к которой относятся язык как совокупность символических форм, мифология, религия, литература, искусство, философия, теоретическая и прикладная наука, народная мудрость. Предпринимательство и культура тесно переплетаются, взаимообусловливают и поддерживают друг друга. Поэтому предпринимательство становится настолько культурным, насколько рациональным. Рациональность и действенность предпринимательства измеряются степенью его управляемости и саморегулируемости, которые являются частью общей культуры и цивилизованного предпринимательского бизнеса. Эффективность управляемости государственного сектора и самоуправляемости негосударственного, предпринимательского сектора зависят от разумного их сочетания. Исходя из этих взаимосвязей напрашивается вывод, что некоторые
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.