Шифр: ЭК. 01.22.
Ярославль
2005
СОДЕРЖАНИЕ
1. Философия в системе культуры, ее соотношение с наукой, искусством, религией.
2. Природа философских проблем. Основные вопросы философского познания.
3. Философия и мировоззрение.
Литература
1. Философия в системе культуры, ее соотношение с наукой, искусством, религией.
История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
· Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
· Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
· Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:
а) философия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;
б) философия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;
в) философия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) философия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении философии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.
Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:
1. Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2. Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
3. Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4. Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5. Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция философии.
6. Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
Во-первых, философия логически предшествует науке; во-вторых, философия является завершением науки. Ученый в своей повседневной работе вынужден использовать множество понятий, которые остаются довольно неопределенными; это – понятия времени, пространства, движения, причины, числа, доказательства, истины. Он использует их, как правило, не задаваясь вопросом об их значении или адекватности, и имеет на это все практические основания. Но, пока нет уверенности в их надежности, полученные ученым результаты остаются без фундамента. Философия ставит целью исследование этих понятий, определение их смысла и оценку адекватности. Ученый также некритически использует многие важные общие принципы. Он принимает логику как нечто собой разумеющееся; полагает, что в одинаковых условиях вещи всегда будут вести себя одинаково, а наблюдение обеспечивает доступ к независимо существующему материальному миру. Здесь также его допущения имеют практическое оправдание. Однако они далеко не бесспорны, и дело философа – подвергать их сомнению. Философия, таким образом, занимается исследованием предпосылок науки. Рассмотрим примеры. Физика исходит из принципа, что вся материя подчиняется законам механики. В то же время высшие (и не только высшие) организмы не похожи на машины, порой они явно ведут себя как преследующие определенные цели. Из этих наблюдений возникает древняя проблема соотношения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.