Основные положения о предмете науки. У.Джемс о предмете философии, ее методе и отношении к науке и религии

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные положения о предмете науки

2. У. Джемс о предмете философии, ее методе и отношении к науке и религии

3. Предмет философии по Сократу

Заключение

Литература


Введение

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества.

Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более 2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее в античной Греции. Этот период в истории человеческой цивилизации Карл Ясперс назвал “осевым временем”, в которое зародились философские учения и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть “любовь к софии”, что часто и весьма не точно переводят как “любовь к мудрости”. В действительности древнегреческое понятие “софия” значительно более емкое и сложное, чем просто “мудрость”. Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово “философия”, философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово “философ”, говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое “великое и приличествующее лишь божеству” объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.

Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к ХХ веку, веку не бывалой дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке, у философии уже не осталось “своей земли”. Она потеряла свою былую магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, то есть позиция согласно которой философия не только не “окончилась”, но, наоборот, почти так же, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. И впервые же философия получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни. Если мы не будем открыто признавать эту руководящую роль философского мышления, если мы согласимся, что некогда царственное здание философского знания по кирпичику распалось в пользу частных наук, то мы тем самым лишимся единства нашего духовного мира, которое одно только способно поддерживать нас в наших практических действиях.

1. Основные положения о предмете науки

Формирование предмета философии является проблемой и связано прежде всего с историческим разграничением "внутри" философии собственно философского элемента и содержания частных наук. Авторы рассматривают две концепции формирования предмета философии. Первая из них представлена взглядами О.Конта (1798-1857) - основателя позитивизма, отрицавшего всякую метафизику и наличие у философии собственного содержания, не принадлежащего частным наукам. Он признавал философию, но лишь как "растворенную" в научном позитивном знании или по крайней мере, выступающую в качестве учения о науке вообще и методах частных наук. О.Конт развил учение о трех стадиях человеческого мышления: теологической, метафизической и позитивной. При этом, традиционную "допозитивистскую" философию он отнес к метафизической стадии. Тем самым, философия как бы "оставалась" в прошлом. По мысли О.Конта, научная революция, появление частных наук сузили рамки философии. Предмет философии стал изменяться.

И со временем был как бы "разобран" частными науками. Вследствие чего философия "распалась", "разложилась". И ныне философия не имеет собственного предмета, не обладает самостоятельным существованием. Вторая концепция процесса формирования предмета философии может быть определена как "предметное самоопределение философии". В отличие от взглядов О.Конта, данная концепция утверждает, что предмет частных естественных

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
81 Kb
Скачали:
0