Основные позиции в философии науки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.1.   Эмпиризм Фр. Бэкона

1.2.   Метафизический этап философии науки

1.3.   1-й позитивизм

1.4.   2-й позитивизм

1.5.   3-й позитивизм

1.6.   Американский прагматизм

1.7.    Постпозитивизм

1.8.   Эмпирический конструктивизм против эмпирического реализма

1.9.   Альтернатива галилеевского рационалистического конструктивизма

Часть 1. Основные позиции в философии науки[1]

1.1. Вместо введения. Исторический контекст

Что такое естественная наука? Пока ограничимся несколькими весьма расплывчатыми ответами на этот вопрос. На Западе сегодня принято делить науки на математические, естественные, технические, социальные, гуманитарные. Типичными примерами естественных наук являются физика, химия, биология. О естественных науках говорят, что это науки о природе, в отличие от наук об обществе. Это то, с чем согласятся практически все. Более четкие определения уже связаны с более конкретными концепциями естественной науки и начинают конфликтовать между собой. Поэтому мы рассмотрим их позже.

Когда возникла естественная наука? На этот счет существуют различные мнения, зависящие от концептуального взгляда на науку.  Одни усматривают ее рождение в знаниях древних шумеров и египтян, другие придвигают эту науку почти вплотную к современности, к XVIII-XIX вв. Но большинство относит ее ко временам классической древней Греции или к XVII в. - началу Нового времени. Мы поддерживаем последнюю позицию и отсчитываем ее рождения от "Бесед о двух новых науках,,," Г.Галилея (о чем речь пойдет ниже). Но принципиальный вклад в их становление внесли древнегреческое традиция теоретизирования в философии и особенно геометрия Эвклида, остававшаяся образцом научной теории вплоть до времен Г.Галилея и христианство, прошедшее сквозь эпоху Возрождения с идеями человека-творца, человека - господина природы, породившее инженерный пафос в отношении к окружающему миру, а также взгляд на природу как книгу Бога, написанную на языке математики и подчиняющуюся определенным законам. Ясно, что эти компоненты являются специфически западноевропейскими и поэтому естественная наука - продукт именно этой цивилизации.

Более-менее устоявшимся сегодня можно считать деление периодов в развитии естественной науки на "классический" (XVII-XIX вв.), ориентирующийся на ньютоновскую механику, "неклассический" (с конца XIX в. по середину ХХ в.), в центре которого стоят квантовая механика и теория относительности Эйнштейна (между ними лежит полоса "гносеологического кризиса" в физике, вызванная появлением электродинамики Максвелла и статистической физики), и "постнеклассический" (с сер, ХХ в), символами которого являются системный подход и наука о самоорганизующихся системах "синергетика". В определении сущности этих этапов имеется, как и в ответе на другие вопросы разнобой. Но прежде, чем разбираться в этих вопросах дадим краткую общекультурную хронологическую рамку всего этого периода с XVII по XX вв.

В XVII в. - эпоха абсолютизма и просвещенной монархии. Территориальные  государства (нашедшие свою форму еще в 16 в.) демонстрируют свою силу и одерживают верх над различными вариантами империй[2].  Формируется Европа христианских государей с характерным для нее монархическим  принципом: король -источник права,  который подчиняется праву и опирается на верхушку  крестьян  и купцов города, поставляющих. "офицеров". Монархи, в основном, руководствовались своими собственными династическими интересами, но в их число входило поддержание должного авторитета среди своих подданных и других монархов, что вело к поддержке развития наук и искусств в создававшихся при королевском дворе академиях. Так Людовик XIV - "король Солнце" (современник Петра I), пример с которого брала вся Европа, пытался выступить в роли покровителя искусств" и еще  в 1634 г.  при Ришелье была создана Французская академия и по ее примеру были созданы академия живописи, академия наук,  академия архитектуры, которые играли большую  роль в формировании сознания образованных кругов /История Франции, т. 1, с.279/.

"Эпоха 1630 - 1760 гг. - эпоха l'Europe classique, покидающая средневековье, эпоха классицизма и барокко[3] в искусстве и воцарение рационализма в различных сферах деятельности... Великая революция 1630-85 гг. - революция картезианская, сопровождающаяся  математизацией мира, католической реформой, господством барокко в эстетике... Кеплер (1571-1630),  Декарт (1596-1650),  Лейбниц (1646-1716), Ньютон (1643-1727) - конструкторы нового мира[4]. Мир, вышедший из их мысли был без Бога, хотя они были верующими. Они провозгласили тотальный рационализм против очевидности чувств. Декарт с уверенностью провозгласил,  что разум в состоянии во всех

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
0