Критика рационализма в экзистенциальной парадигме философствования: Бердяев, Шестов, Камю, Сартр, страница 3

Камю и Сартр тоже говорят о вере по отношению к Абсурду. Но их Абсурд - это - сама жизнь, само существование. Его триединая структура - надежда - человеческое рацио - иррациональность мира должна постоянно удерживаться. Пока она есть нужно говорить о жизни, как только один из элементов преодолевается, должно говорить о самоубийстве. Вера в то, что один из этих элементов составляет смысл жизни есть слабость, неспособность удержать равновесие. Нет речи о вере до переживания Абсурда, но когда человек приходит к Абсурду, он должен в нем жить, а не преодолевать с помощью веры.

Таким образом, анализируя философствование Камю, Сартра - Бердяева, Шестова, можно выделить общую структуру: принцип рациональности, который приводит к Абсурду, вера, как осуществляющаяся в Абсурде и творчество как центральное понятие, в котором осуществляется истинность существования. Именно творчество позволяет говорить нам об идентичности двух, рассмотренных мною течений в рамках экзистенциализма.

Творчество для Шестова и Бердяева - совместное со-творение реальности человеком и Богом, продолжение миротворения, имеющее целью самое себя, а не создание каких - либо объектов для познания. Здесь важен сам акт творчества, осознанный как самопроявление. Творчество для Камю и Сартра, по сути, равнозначно с той лишь разницей, что человек творит себя и мир не совместно с трансцендентным Богом, а в одиночестве, свободно проектируя себя и, вместе с тем, весь мир.

Человеческое творчество - истинная первореальность, в которой человек, путем преодоления своей ограниченности выходит в трансцендентное. Трансцендентное Бердяева и Шестова - Бог. Трансцендентное Камю и Сартра - мир. Разум, внося в мир опосредованность, объективность есть вторичная сфера человеческого бытия. Истинное отношение к реальности - дорефлексивное, в котором человек творит себя и мир без опосредованных элементов. Именно такое отношение к бытию позволяет говорить об ответственности человека за происходящее, о бытии, целью которого является сама жизнь как таковая, жизнь, которая не есть всего лишь средство для поиска безусловных и, в принципе, не познаваемых оснований. Из чего можно говорить о правомерности приобщения проанализированных выше философов - Ж.П.Сартра, А.Камю, Н.Бердяева и Л. Шестова к единой традиции экзистенциализма и противопоставлении их эссенциализму.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993.

2. Бердяев Н.Н. Самопознание. - М.: ДЭМ, 1990.

3. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.

4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.

5. Бердяев Н.А Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995.

6. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Издательство политической литературы., 1990.

7. Камю А. Творчество и свобода. - М.: Радуга, 1990.

8. Камю А. Чума. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992.

9. Камю А. Сочинения в 5 т. - Харьков: Фолио, 1998. -т. 4, 5.

10. Сартр Ж.П. Стена. - М.: Издательство политической литературы, 1992.

11. Сартр Ж П Первичное отношение к себе и другому: язык, любовь, мазохизм // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1998.

12. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Республика, 1992.

13. Шестов Л. Сочинения в 2 т. - М.: Наука, 1996.

14. Шестов Л. Сочинения в 2 т. - Томск.: Водолей, 1996.

15. Шестов Л Избранные сочинения в 3 т. - М.: Ренессанс, 1993 - т. 1.