Критика рационализма в экзистенциальной парадигме философствования: Бердяев, Шестов, Камю, Сартр, страница 2

Камю и Сартр наделяют понятие Абсурда совершенно иным смыслом. Если у Бердяева и Шестова Абсурд - это, по сути, трансцендентное, то для Сартра и Камю Абсурд - повседневное существование человека. В Абсурде сталкиваются рационализм человека (его субьективная логика) и рационализм мира. Человек жаждет в своей логике единства мира, ясности. Мир же не может этого предоставить, потому как он не нуждается в человеке и в этом смысле иррационален. Столкновение человека, мира и надежды человеческой на осуществление его суъективности и есть Абсурд. Это субъективное состояние человека, в котором он ощущает свое одиночество и бессмысленность своего существования по отношению к внешнему миру. Абсурд Камю дает нам одну очевидность - бунт; Абсурд Сартра ставит нас перед фактом двусмысленности существования. По сути, Камю и Сартр подразумевают одно и тоже: абсурдность человеческого существования налагает обязанность проецировать свое бытие, а вместе с тем и ответственность за весь мир. Ибо выбирая себя из самого себя, не оправдывая свой выбор внешними детерминантами, человек также проецирует весь мир, утверждает ценность своего выбора в мире. Абсурд Камю и Сартра - изначальная тотальность. Человек может об этом не знать, но жизнь есть Абсурд. В противоположность этому Абсурд Шестова и Бердяева - удел избранных, он трансцендентен нашему миру.

Метод Возвращения в первореальность для Бердяева и Шестова - вера. Вера - прорыв через необходимость, невозможность к бытию которое есть творчество каждого человека, непрерывно становящееся в процессе со-деяния конкретного человека с Богом. Вера Шестова - путь и условие свободы. Свобода - чистая возможность, произвол. Она проявляется, когда знание истин, выстроенных человечеством на протяжении веков, знание добра и зла, знание необходимости теряют свою власть над нами. Просыпаясь от "догматического сна" в вере и постигая истинную сущность Бога, человек попадает в мир Абсурда, ибо вчера еще он знал, что 2+2=4, а сегодня постиг, что Бог может все изменить и что человек может полноправно участвовать в этих переменах. Для Бердяева вера есть акт свободы духа. В творчестве Бердяева можно выделить две свободы: 1.Добытийная, изначальная свобода - меон. 2Свобода конечная, свобода в истине. В первом случае свобода ведет к разуму, произволу; во-втором, к принуждающему добру. Обе они должны соединиться в царстве Богочеловечества. Через свободную творческую активность две природы должны соединиться -природа Бога, его извечная полнота и совершенство, и природа человека, ограниченная добытийным ничто. Сотворить мир может только человек, поставивший акт своего творчества над своей низшей природой, вышедший из самоограничения в мир Божественный. Тогда, несмотря на по-разному расставленные акценты в понятии веры у Шестова и у Бердяева, их объединяет общая идея о том, что вера, реализуясь в Абсурде, приводит к свободному со-творчеству человека и Бога. Таким образом, понятие веры выводит нас на одно из центральных понятий в философствовании Бердяева и Шестова - творчество. Именно в творчестве преодолевается принцип рационализма.