Познание как предмет философского анализа

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

«Познание как предмет

философского анализа»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение: Зачем нужна философия?

2. Типы познания.

3. Декарт как представитель рационализма о познании.

4. Бэкон как представитель материализма.

5. Гносеологическая концепция познания марксистской философии.

6. Учение о знании Платона.

7. Теория познания Дж. Локка.

8. Кантовский априоризм как обоснование объективности знания.

Заключение

Список используемой литературы:


1. Введение: Зачем нужна философия?

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые, способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, к искусству, другим явлениям социальной действительности.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения; мифологическое, религиозное, художественное, натуралистическое, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натуралистской формы - имеет специфичный категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую–либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как целый комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Философы по-разному понимали и понимают всеобщую сущность мира, всеобщую субстанцию, но если они хотят мыслить как философы, если они хотят размышлять о природных, социальных, познавательных, нравственных, эстетических и других явлениях именно на философском уровне обобщения, они обязаны по роду своей профессии рассматривать эти явления не иначе, как в отношении ко всему миру, к общей субстанции, описывая эти явления не в их частично особенной форме, а буквально как индивидуально своеобразные проявления всеобщей субстанции.


2. Типы познания

Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

·  чувственное познание

·  мышление

·  эмпирическое познание

·  теоретическое познание.

·  Выделяют также различные формы познания:

·  познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление)

·  познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

·  Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства.

·  Различают также такие типы познания как:

·  обыденное

·  художественное

·  научное

·  естественно-научное

·  общественно-научное

Научное познание как деятельность.

Деятельность, специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д. Цели Н. П. - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе научных законов, т. е. в широком смысле - теоретич. отражение действительности.

Средствами Н. П. является особая система специальных орудий (изм. инстр. , приборы, установки) и система специальных методов исследований. Результат Н. П. - сумма полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Таким образом научное познание есть деятельность по получению нового знания. Будучи неотъемлемой от практич. способа освоения мира, Н. П. как производство знания представляет собой спецефич. форму деятельности. Если в матер. произ-ве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то при Н. П. их получение в виде теоретического описания образует главную и непосредственную цель.

В отличие от видов деятельности, рез. к-рых в принципе бывает известен заранее, Н. П. дает приращение нового знания. Природа Н. П. имеет систему отличительных признаков науки: предметность и объективность научного знания (наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана); выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей и практического освоения.

Идеалы научного познания.

Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знание) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить этот продукт.

Основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного исследования, это идеалы и нормы 1- доказательности и обоснования знания, 2- объяснения и описания, 3- построения и организация знания.

Содержание идеалов и норм имеет несколько взаимосвязанных уровней: 1 уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это - инвариант(неизменный), который отличает науку от других форм познания.

На каждом этапе исторического развития этот уровень конкретизируется посредством исторически преходящих установок, свойственных науке соответствующей эпохи.

Система таких установок (представлений о нормах объяснения, описания

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
95 Kb
Скачали:
0