1.8. Постпозитивизм. Логическая (К.Поппер) и историческая (Т.Кун) критика позитивизма (Поппер; Кун, Фейерабенд, Лакатос)
К сер. ХХ в. в рамках 3-го, логического позитивизма (неопозитивизма) происходит быстрое усложнение теоретико-познавательных конструкций за счет введения аппарата математической логики и все более тонкой и рафинированной работы с ним. В результате, на новом витке повторяется описанная Махом ситуация отрыва философии науки (в основе которой теперь лежит логика, а не метафизика) от сообщества ученых. "Домашней философией" последних как и столетием раньше становятся 2-й позитивизм, с одной стороны, и "метафизический реализм" (для большинства) - с другой, обозначенные выше как позиции Маха и Планка.
По словам гарвардского профессора Х.Патнэма, произнесенных в ходе дискуссии 1982 г., " метафизический реализм в настоящее время занял место позитивизма (имеется в виду логический позитивизм - А.Л.) и прагматизма в качестве основной философии современного сциентизма" /Synthese, 1982, V. 51, №2, с.147/.
Собственно же философия науки превратилась в отдельную отрасль. В рамках этой отрасли к сер. ХХ в. попытки неопозитивизма осуществить свою программу выдыхаются. На авансцену философии науки выходят новые кумиры (герои).
Во-первых, это К. Поппер, английское переиздание книги "Логика научного исследования" (1959), написанной им четверть века назад на немецком, стало одной из вех обозначивших наступление критического (в кантовском смысле) так называемого "постпозитивистского" периода. Его критика логического позитивизма (в этой и последующих книгах) была многократно усилена его талантливыми учениками И.Лакатосом, Дж. Агасси, П.Фейерабендом, Дж. Уоткинсом, У. Бартли, А. Масгрейвом, Д. Миллером и др[1]. Другим героем постпозитивизма, стал почти ровесник Поппера В. Куайн, "влияние которого на философскую жизнь США сопоставимо с влиянием К.Поппера на философскую жизнь Европы" /СЗФ, с. 14/. Он чуть ранее в 1950 г. опубликовал свои "Две догмы эмпиризма", в которой оспорил позицию Р.Карнапа - крупнейшего представителя логического позитивизма. Третью линию наступления на логический позитивизм обозначил Т. Кун (который тоже испытал на себе влияние идей Поппера) в своей книге "Структура научных реводюций" (1962). Концепции логического позитивизма подвергаются логической (К.Поппер) и исторической (И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд и др.) критике.
Как реквием по 3-му позитивизму звучат слова известного современного философа науки М.Хессе, который говорит о перечисленных выше постпозитивистских программах, что они " оказались вполне очевидной реакцией на ту революционную ситуацию в философии науки 60-х гг., когда идеи теоретического иммунитетета ("теоретической нагруженности" эмпирических данных - А.Л.) и научных революций превратили в развалины тщательно разработанную и специфицированную программу позитивистской и гипотетико-индуктивистской философии науки" (с.4)." / Hesse M. /НР, с.109/
"Среди разнообразных проблем, обсуждаемых в современной философии науки, утверждает Хессе, - на первый план выходят два круга вопросов: методология историко-научных исследований и онтология научных теорий" / Hesse M. /НР, с.109/
Первый круг вопросов обсуждается в спорах между представителями "критического рационализма" (Поппер, Лакатос и др.) и сторонниками "исторического подхода" во главе с Т. Куном.
Второй круг вопросов обсуждается в спорах между "реалистами" и "инструменталистами" ("конструктивистами"), с одной стороны, и так называемыми "метафизическими" или "наивными" реалистами и более утонченными реалистами (типа "критических реалистов") - с другой.
Центральными героями этих споров являются тезисы о "теоретической нагруженности" языка наблюдений, о возможности логически несовместимых эмпирически эквивалентных теорий, о "несоизмеримости теорий", отсутствии "решающих экспериментов", "проблема Юма".
Поскольку "критический рационализм", основателем которого является Карл Поппер, находится в центре этих споров, то с него и начнем.
Крушение позитивной рационалистической программы логических позитивистов способствовало росту скептических и иррационалистических учений. "Критический рационализма" К.Поппера и И.Лакатоса выступал с критикой как первых, так и последних.
Еще в 1930-х К.Поппер в качестве центральной проблемы выдвинул "проблему демаркации" - "проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и "метафизическими" системами - с другой" /Поппер, с. 55/. Эту проблему он назвал также "проблемой Канта". С ней он связывает "проблему Юма" - "проблему индукции"[2], ибо в предшествующем ему позитивизме именно индукция претендовала на решение проблемы демаркации (см. /Поппер, с. 55/). "Центральной проблемой философии знания, начиная, по крайней мере
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.