Эмпиризм Фр.Бэкона. Примеры, сходящиеся в природе тепла

Страницы работы

Фрагмент текста работы

призраки рода", обусловленные тем, что "все восприятия как чувства, так и ума относятся к человеку, а не к миру. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде" (XLI). "Призраки пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы..." (XLII). "Призраки рынка" обусловлены тем, что "люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум... Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям" (XLIII). "Существуют наконец призраки, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем призраками  театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых и изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры..." (XLIV).

Кроме того он выступает против парящих без оснований натурфилософских построений средневековых схоластов и утверждает следующее: " Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Этот путь истинный, но не испытанный" (XIX). Бэкон называет его "истолкованием природы" (XXIV) и предлагает "восходить по истинной лестнице... от частностей к меньшим аксиомам и затем - к  средним, одна выше другой, и наконец к самым общим. Ибо самые низкие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы... умозрительны и отвлечены, и у них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними наконец расположены наиболее общие аксиомы, не отвлеченные но правильно ограниченные этими средними аксиомами" (CIV). Но для осуществления этого пути "должна быть придумана иная форма inductio (индукции, наведения), чем та, которой пользовались до сих пор..." (CV).

Основной элемент разработанной Бэконом индукции - детально разработанные методы систематизации данных опытов, причем, в первую очередь, не "плодоносных", а "светоносных", обещающих больше плодов, но не сразу (CXXI). "Сначала,- говорит Бэкон,- нужно для каждой данной природы представить разуму все известные примеры, сходящиеся в этой природе, хотя бы и посредством самых различных материй... Например в исследовании формы тепла.

Примеры, сходящиеся в природе тепла

1. Солнечные лучи, особенно летом и в полдень.

2. Солнечные лучи, отраженные и собранные... особенно в зажигательных стеклах.

3. Огненные метеоры.

4. Воспламеняющиеся молнии.

5. Извержение пламени из горных недр...

6. Всякое пламя.

7. Раскаленные тела.

.................

27. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения...

Эту таблицу мы обыкновенно называем таблицей сущности и присутствия.

XII

Во-вторых, должно представить разуму примеры, которые лишены данной природы... Эту таблицу мы называем таблицей отклонения, или отсутствия в ближайшем.

Примеры ближайшего,

лишенного природы тепла

к первому положительному примеру - первый

отрицательный, или подчиненный, пример

Лучи луны, звезд и комет не оказываются теплыми для осязания,,,

ко второму - второй

Лучи солнца не производят тепла в средней... области воздуха...

....

к двадцать седьмому - тридцать второй

Есть много действий, общих и теплу и холоду, хотя и совершенно различных по своим причинам. Так мы видим, что и снег жжет руки мальчиков, спустя недолгое время; и холод предохраняет мясо от гниения не меньше, чем огонь...

XIII

В третьих, должно предоставить разуму примеры, в которых исследуемая природа присутствует в большей и меньшей степени... мы называем эту таблицу таблицей степеней, или таблицей сравнений.

Таблица степеней,

или сравнений для тепла.

Итак, сначала мы будем говорить о том, что не имеет на ощупь совершенно никакой степени тепла, но, по-видимому, имеет некоторое потенциальное тепло... Затем мы перейдем к тому, что актуально или на ощупь тепло, к его силе

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
18 Kb
Скачали:
0