Американский прагматизм (Пирс, Джеймс и др.)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.7. Американский прагматизм (Пирс, Джеймс и др.)

Параллельно 2-му позитивизму в Европе в США в последней трети 19 в. возникает прагматизм как собственно американская философия. Американская цивилизация замешана на протестантски осмысленном идеале успешного действия. Успешность, неважно на каком поприще, осмыслялась протестантизмом как знак избранности Богом. Это вошло в плоть и кровь американской цивилизации и стало не только религиозным, но и светским идеалом.

"Успех абсолютизируется и превращается не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины. "Гипотеза бога истинна, если она служит удовлетворительно", - говорит У.Джемс /Джемс, с.182/".

Почти ровесник русской философии "серебрянного века" и его аналог[1] прагматизм в США пытался выразить дух Америки. "Американская философская мысль в последние три четверти века проявила свою собственную оригинальную и ясную душу... В нашей  традиции мысль никогда не понималась как движущаяся в неком царстве над исторической жизнью; вместо этого она существует как составная часть этой жизни... (для нее характерна) достаточность полезности и продуктивности как критерия истины", - писал Джон Е. Смит в 1962 г. /Smith, р. ix,х/.

Как и в России ему предшествовало наследство классической немецкой философии абсолютного идеализма в форме неогегельянства англичанина Ф.Брэдли и американца Дж.Ройса, доминировавших в англо-американских университетах. Последние были обвинены прагматизмом в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности.

Как и в 1-м позитивизме, решаемые здесь проблемы рождались в лоне философии, теории познания, а не в лоне науки, хотя "наука играла главную роль в развитии их мысли,... наука как стандарт мышления ... была в центре американской жизни" /Smith/ и прагматизма (Пирс был выдающимся логиком и математиком, основателем семиотики, Джемс - психологом, Дьюи - социологом).

Прагматизм проводил программу  "реконструкции в философии", которая утверждала, что "философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания..., но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ("проблематических") ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире" /Ю.К.Мельвиль, ФЭС, с. 521/.

Она была провозглашена в 1871 г. в програмном докладе крупнейшего американского мыслителя - в первую очередь логика и основатель семиотики - Ч. Пирса, на организованном им в Кембридже "Метафизическом кружке" (характерны названия статей, в которых эти идеи были опубликованы через несколько лет: "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными"). Затем в конце века эту доктрину сделал более популярной (и менее строгой) личный друг Пирса, психолог и философ У.Джеймс (в статье "Философское понятие и практические результаты" (1898)).

Стержнем прагматизма является своеобразное понимание человеческого действия. В прагматизме человеческое действие - основа, которая имеет сознательный и целенаправленный характер. Пирс сознательно возводил эту линию к Протагору, утверждавшему, что "человек есть мера всех вещей...".

"Используя ... идеи Ч. Дарвина, прагматизм рассматривает мышление лишь как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия (ср. Спенсер и Мах -А.Л.). Функция мысли  - не в познании как отражении объективной реальности..., а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств для достижения цели (Джемс) или для решения "проблематической ситуации" (Дьюи). Идеи, понятия, теории - лишь инструменты, орудия или планы действияя. Их значение, согласно основной доктрине Прагматизма - т.н. "принципу Пирса", целиком сводятся к возможным практическим последствиям" /Мельвиль, ФЭС, с.522/.

Основатель прагматизма - Ч. Пирс, будучи в первую очередь логиком и математиком, "искал в Боге

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
53 Kb
Скачали:
0