Сравнительная характеристика понятий: мышление, философия, логика

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

отмечалось процесс продуктивного мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит выражение его результат («Ага! Нашел! Догадался!»), а затем — сам путь к нему.

Осознание найденного субъектом решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Таким образом, реальная деятельность, процесс самостоятельного познания окружающей действительности — результат сложного переплетения, взаимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности.

Таким образом, мышление является сложным психолого-логическим феноменом, имеющим свои основания как в физиологии, так и в социальности человека.  Мышление изучается многими науками - теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и , конечно же, психологией. Рассмотренные в реферате аспекты проблемы мышления, далеко не исчерпывают всех наработок психологии по этому вопросу - за пределами анализа остались такие проблемы, как мотивационные основания мышления, его целеполагающая природа, связь с аффекторной стороной человеческой психики, различие субъективных и объективных характеристик мышления и многие другие.

2. Логика и философия.

Если философия это общности - "дух", "материя", "единство", "структурность", "категории (физика, метафизика ...)", то и логика где-то будет иметь место в списках философии, но список логики не оставил места для философии. Логика - она определяла правила игры в соотнесении истинного и ложного. Мы знаем, был Аристотель, человек придумавший "физику", а ведь когда-то, наверняка, как-то была придумана и "истина"! Многое из того, о чем мы говорили - суждение, "близкое к горизонту", казуалистические буквализмы, нетранслированные афоризмы, это в логическом порядке дуалистики состояний - "явного" или "мнимого" (ложного) не учитывается (логика даст всему подобному "нестрогое решение": все оно, якобы, состоит в классе "невыясненного").

Логика, определяет себя такой "тщательной" вещью, которая не позволит себе работать с суждением вне его правильного, "суммарного" состояния. Другой принцип современной концепции логики - ее удивительная отстраненность от конкретики вещей, "невещность". "Логическое" - всюду это одни и те же условия, каковые "растворены" во всем, откуда и логическому не нужно выдвигать требований особых прав на обладание лично его собственной "областью обитания". Взгляд, практикующий "надсистемность", далее предполагает - логическое суть одно "дополнительное", добавляющее собой то, что преимущественно распространено, берем здесь формулу одного из рациональных ответов, - практику.

То, что логическое выступает исполнителем действия - приравнивает, исключает или не допускает сравнения, все это изображает его в виде ФУНКЦИИ. "Функционализация" логики родила ложную надежду считать логическое решение типом чисто "порожденной" вещи. (Творец логического - материя, творец правды - Иисус, имена не меняют дела.)

Раз так, логике не дано право создать никакой своей эгалитарной базы, не дано права избирать, ей предписали обращаться с любым ею аттестуемым предметом одинаково (потому, что она - "ЛОГИКА"); не обсуждается то, а готово ли само испытуемое к испытанию логикой. Таково оказалось значение логики для современного научного познания - здесь логика предстала "приложением", а не вещью.

Все развитие познания - история обогащения опытом нашего исходного "Я" - в смысле развития способности мыслить происходит в совершенствовании (и, как правило, в усложнении) процедур соотнесения. Если рефлекторное сознание есть и у зверей, то человек из несознания становится разумным тогда, когда, например, в своем младенчестве впервые сможет высказать состояние своего "Я" - сказать "дай" (ему нужно - вот и потребовал).

Выше такой формы сознания как "Я"-представительство позиционируется следующая стадия разума - мышление уровня "голого" утверждения - способность задать вопрос. Следующая по сложности - практика самостоятельного познания - комбинирование структуры суждения, включение мысли одна в другую, либо - дополнение условием предшествующего условия.

Соотнесение между представлениями (идеями) категорически важно самостоятельному познанию, поскольку оно есть вещь принадлежащая (материи и кому угодно), и потому оно - "извлечено" нами из поступка. Кто какие имеет поступки, тот такие же имеет и знания, а переносимости обобщения из знаний одного вида в другой не существует, любое знание построено как "закрытая организация". Один лечит, другой играет на скрипке, третий программирует компьютер ... Неужто дело так и обстоит?

Но заметьте: идея специфики знания противоречит идее универсальности суждения. Знание - хотя бы его специальную форму - "образовали" не суждения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
91 Kb
Скачали:
0