Рассмотренные выше схемы импульсных прерывателей могут быть применены не только в тяговом режиме, но и при рекуперативном торможении. Важнейшая особенность рекуперации при импульсном управлении заключается в том, что в отличие от контакторно - реостатных систем рекуперативное торможение возможно даже при сумме э. д. с. последовательно включенных тяговых машин, меньшей напряжения контактной сети. Поэтому рекуперация может быть осуществлена не только при высоких, но и при низких скоростях, почти вплоть до остановки поезда. Другая особенность рекуперации на электропоездах с импульсным управлением тормозным режимом состоит в возможности рекуперации, как при независимом, так и при последовательном возбуждении тяговых машин.
Условия рекуперации зависят в значительной степени от того, применено ли независимое возбуждение или сохранено такое же, как в режиме тяги, последовательное возбуждение. В случае независимого возбуждения при высоких скоростях, когда сумма э. д. с. тяговых машин выше напряжения контактной сети, возврат энергии в сеть может происходить без участия импульсного преобразователя, так же как при контакторно - реостатном управлении. Наибольшая скорость ограничивается при этом лишь наибольшим допустимым напряжением и ослаблением возбуждения двигателей. Только после того, как сумма напряжений тяговых машин станет равной напряжению контактной сети или меньшего, вступает в действие импульсный преобразователь и обеспечивает рекуперативное торможение. Рекуперация возможна до весьма низких скоростей, а, следовательно, малых э. д. с. тяговых машин. По мере снижения скорости необходимо увеличивать отношение . Поэтому наименьшая скорость рекуперации ограничивается в частотно-импульсном преобразователе наибольшей допустимой частотой, а в широтно-импульсном — наименьшим интервалом (1—γ) Т между импульсами.
Достоинство систем с независимым возбуждением машин — возможность сохранения при рекуперации параллельного соединения групп двигателей, если оно предусмотрено в тяговом режиме.
Независимое импульсное регулирование возбуждения тяговых двигателей значительно усложняет электрооборудование подвижного состава. Поэтому на отечественных электропоездах стремятся применять системы рекуперации, позволяющие сохранить последовательное возбуждение двигателей. При этом устойчивое рекуперативное торможение возможно только при импульсном управлении, так как генераторы последовательного возбуждения не могут быть включены непосредственно в сеть из-за их электрической неустойчивости. Однако импульсное регулирование при рекуперации возможно лишь в случае, если сумма э. д. с. тяговых машин за вычетом падений напряжения в их цепи ниже напряжения контактной сети.
Если применяются импульсные преобразователи, включенные в течение всего времени работы тяговых двигателей, напряжение сети, как правило, значительно выше суммарного напряжения групп рекуперирующих тяговых машин. Так, например, на электропоездах на напряжение 6 кВ контактной сети общее напряжение двух последовательно соединенных тяговых двигателей не превышает 3,6 - 3,8 кВ. На одном из построенных электропоездов на 3 кВ постоянного тока с импульсным управлением все тяговые двигатели включены постоянно - параллельно и напряжение их при рекуперации не превышает 1,8— 1,9 кВ. При подобных соотношениях импульсное регулирование осуществимо во всем диапазоне скоростей рекуперативного режима без применения каких-либо дополнительных устройств, обеспечивающих рекуперацию.
Рис. 1.9. Принципиальная схема рекуперативного
торможения с добавочным сопротивлением
В случае же использования импульсного регулирования только для пуска и электрического торможения тяговые двигатели подключаются на все остальное время их работы непосредственно к контактной сети, т. е. в тяговом режиме их напряжение соответствует напряжению сети. При рекуперации с высокими скоростями э. д. с. тяговых машин может оказаться существенно выше напряжения контактной сети, поэтому для обеспечения использования импульсного регулирования во всем диапазоне скоростей при рекуперации необходимо понизить напряжение, получаемое от рекуперирующих машин. Наиболее просто сделать это включением последовательно с импульсным преобразователем дополнительного резистора R(рис. 1.23). При этом условие устойчивости рекуперативного торможения выразится следующим неравенством:
где nпосл - число последовательно включенных тяговых машин;
r — сопротивление цепи якоря одной машины;
— наибольшая э. д. с. машины;
I — ток сети;
U — напряжение сети.
Учитывая, что I=Iд(1 -γ), можно написать это уравнение в следующей форме:
Из этого неравенства может быть определено необходимое сопротивление Rрезистора. В последнем теряется часть энергии рекуперации (около 15 — 20%), но отпадает ограничение скорости рекуперации по условию устойчивой работы импульсного преобразователя при двигателях последовательного возбуждения и наибольшая скорость определяется только допустимым напряжением двигателя.
Следует отметить, что при последовательном возбуждении нельзя сохранить во время рекуперации параллельное соединение двигателей или их групп, так как параллельная работа генераторов последовательного возбуждения электрически неустойчива. Поэтому приходится питать каждую группу последовательно соединенных двигателей от отдельного импульсного преобразователя или от разных фаз одного преобразователя. Лишь в случае применения при рекуперации перекрестной схемы возбуждения, нашедшей широкое распространение при реостатном торможении, возможна параллельная работа двух групп рекуперирующих машин.
Рис. 1.10 Схема совместного регулирования напряжения и возбуждения при рекуперации.
При последовательном возбуждении возникают также трудности с обеспечением процесса самовозбуждения, так как тяговая машина должна возбудиться, работая на прерывающуюся цепь, состоящую из прерывателя и сглаживающего дросселя. Поэтому на электропоездах с импульсным управлением, на которых осуществлено рекуперативное торможение, был применен специальный подвозбудитель, кратковременно подпитывающий обмотку возбуждения в момент включения рекуперации. Необходимая мощность этого подвозбудителя мала—500 Вт для одной секции электропоезда. При некоторых системах импульсных преобразователей целесообразно также производить предварительный подзаряд коммутирующих конденсаторов.
При рекуперации могут быть применены такие же способы регулирования тока возбуждения, как и при тяге. Отличия в схемах регулирования возбуждения при рекуперации связаны лишь с изменением направления тока машин и изменением места включения импульсного прерывателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.