Понятие науки. Классификация наук. Способы познания мира. Специфика научного познания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

В жизни общества роль науки, если не сказать, что неуклонно возрастает, то, по меньшей мере, очень велика. Научные открытия “подготавливают почву” для создания новой техники, служащей человеку в самых разных областях его жизнедеятельности. Технический прогресс, в свою очередь, обеспечивает развитие производства. А развитие производства, в конечном счёте, определяет благосостояние общества. Таким образом, наука, так или иначе, оказывает влияние на все стороны общественной жизни – и на экономическую сферу, и на политический строй, и на социальную структуру общества.

Вместе с тем, наука показала, что способна решать самые насущные для человечества проблемы, которые ставят перед ним быстроменяющиеся условия жизни, – это и обеспечение энергией, и развитие новых транспортных средств и средств коммуникаций, и излечение опасных заболеваний и т.д. Но не следует также забывать об оборотной, т.е. негативной стороне научно-технического прогресса. Именно благодаря развитию науки и техники человечество впервые столкнулось с так называемыми глобальными проблемами, к которым прежде всего относится проблема загрязнения окружающей среды и возможность полного самоуничтожения человечества.

Мы можем без преувеличения сказать, что будущее человечества и пути развития общества в целом определяются научными достижениями и тем, как человечество будет их использовать. Это утверждение кажется тем более справедливым, если заметить, что наука переделывает не только материальную, “внешнюю” жизнь общества, но и глубоко проникает в его духовную, “внутреннюю” жизнь. Ведь, облик нынешнего человека: его потребности, интересы, цели и его мировоззрение, находится в тесной взаимосвязи с научно-техническим прогрессом…

И поэтому вопросы: “Что такое наука?”, “Каковы границы и возможности научного познания?”, “Чем определяется развитие науки?”, “Как взаимосвязаны между собой наука и техника?”, “Какова структура науки и её роль в обществе?” способны прояснить не только сущность деятельности учёных –  относительно узкого круга людей, но и пролить свет на многие философские проблемы, которые затрагивают человека, общество и природу…

1. ПОНЯТИЕ НАУКИ

Что же такое наука?

Наука – это сложное духовное образование. В понятии науки выделяются, по меньшей мере, три основных значения.

Во-первых, наука – это область культуры. Ибо она представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, мораль, право и т.п. И, вполне возможно, что все эти духовные образования имеют некий один общий исток. Ведь культура, скорее всего, объединяет не внешне разнородные, а внутренне согласованные свои части. Поэтому развитие науки отражается и на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обусловливает развитие науки. Этой позиции придерживался, например, известный немецкий философ О. Шпенглер; по его мнению основные идеи классической механики задолго до её появления таились в глубинах религиозного мировоззрения, – скажем, “сила” в механике являлась аналогом “воли бога” в христианской религии…

Во-вторых, наука – это способ познания мира. И, стало быть, она заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Этот аспект науки исследуется в рамках такой дисциплины как эпистемология – учении о научном познании. Ключевыми понятиями здесь являются понятия субъекта и объекта познания. Субъект познания – это “тот, кто познаёт”; объект познания – “то, что познаётся”. А конечный результат познания именуют знанием. Считается, что результатом научного познания является “объективное” знание о мире – знание, не зависящее от состояния субъекта. Однако, по правде говоря, это положение не всегда соответствует действительности. Что же касается цели познания, то здесь ключевым понятием является такое понятие как истина – знание, соответствующее действительности. И, наконец…

В-третьих, наука – это социальный институт. В материальной сфере общественной жизни наука представляет собой не область знания (ведь знание принадлежит духовной сфере общественной жизни), а сеть взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Все эти учреждения решают специфический круг задач и выполняют

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
126 Kb
Скачали:
0