Актуальные проблемы развития процессов физического воспитания в ОУ г. Екатеринбурга
Уважаемые коллеги!
В Концепции модернизации российского образования главным планируемым результатом становится формирование мобильной, коммуникабельной личности, способной нести ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом.
Так определяются сегодня основные цели деятельности образовательных учреждений. Именно с этих позиций мы подходим к ребёнку, сидящему за партой в течение десяти учебных лет. Не первый год внимание педагогических коллективов, Управления образования администрации Екатеринбурга привлечено к решению серьёзных проблем, направленных на
· Сохранение здоровья юных горожан,
· Совершенствование физического воспитания в урочной и внеурочной деятельности,
· Повышение профессионального уровня учителя физической культуры,
· Подготовку спортивного резерва.
Говоря о первой, одной из самых серьёзных проблем, мы часто называем знакомую всем, тревожную цифру -10% здоровых учеников, заканчивающих образовательные учреждения. Но было бы ошибочным считать, что за остальные 90% несет ответственность школа. Сегодня в первый класс приходят дети с самыми различными патологиями, число которых за последние десять лет увеличилось в два раза. А за время обучения к ним добавляются и традиционно школьные болезни - близорукость и сколиоз.
Среди причин, влияющих на ухудшение здоровья обучающихся, значительное место занимают факторы внутришкольной среды:
· перегрузка в ходе образовательного процесса,
· неблагополучие психологического климата школьных коллективов,
· 2-сменный режим работы,
Немаловажное значение имеют и социальные причины:
· снижение общего уровня жизни в большинстве семей,
· отсутствие возможности для систематических занятий спортом вследствие сокращения числа секций,
· недоступность качественного лечения,
· недостаточное использование педагогами здоровьесберегающих технологий.
Для решения проблемы здоровьесбережения в Концепции модернизации российского образования определено проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья за счёт:
· реальной разгрузки содержания общего образования,
· использования эффективных методов обучения,
· повышения удельного веса и качества занятий физической культурой,
· организации мониторинга состояния здоровья детей,
· рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.
Реализуемый в нашем городе на базе лицея № 3, гимназии № 47 и школы 22 Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, одним из ведущих направлений определяет проведение мониторинга состояния здоровья. В ходе социологических исследований, проведённых среди педагогов, учащихся и родителей, большинство из них отметили, что именно здоровье определяет жизненный успех. Видимо не случайно в качестве наиболее привлекательных более 50% учащихся выбрали занятия в спортивных секциях, а 47% назвали физическую культуру как наиболее интересную образовательную область. Но с другой стороны, «здоровье, здоровый образ жизни, важность здоровья для учёбы» не до конца осознаётся ребятами: так только 9% учащихся связывают трудности в учёбе с состоянием здоровья.
А ведь именно обеспечение достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни для нынешних и будущих поколений горожан, а здоровье, как раз и является одним из главных показателей благополучия, – главная стратегическая цель развития нашего города. Здоровый человек имеет совершенно другие стартовые условия и в дальнейшей учёбе, и в карьере, и в семейной жизни. Социальный заказ на здоровье уже возник и находит своё воплощение в екатеринбургской школе.
Оснащены современным оборудованием и успешно функционируют тренажерные залы в ДОУ №№ в 358 Чкаловского, 357 Железнодорожного, 62 Октябрьского, 49 и 342 Ленинского, 265 Орджоникидзевского, 520 Кировского, 115 Верх-Исетского районов. В 18 детских садах и 13 школах имеются плавательные бассейны. Только за последний год новые спортивные залы получили общеобразовательные учреждения №№ 7, 94, 15, приобретено современное спортивное оборудование ОУ №№ 181 и 175, 77, 67, 36, 135 и многих других.
Созданию условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности посвящены проекты, направленные на внедрение здоровьесберегающих технологий в гимназиях №№ 176 и 108 Кировского, 177 Чкаловского, лицеев № 110 Октябрьского и № 3 Ленинского районов, школы № 66 Орджоникидзевского, Детско-юношеской спортивной школы № 15 Железнодорожного района. В этом ряду можно назвать образовательные школы формирования здорового образа жизни №№ 62, 60, Октябрьского, № 168 Верх-Исетского, физкультурно-оздоровительные центры Верх-Исетсткогои Октябрьского районов.
Большое влияние на создание необходимых условий для укрепления здоровья детей и учащихся оказывает организация физического воспитания в образовательных учреждениях города. Это ещё одна серьёзная проблема не только учителей физической культуры, но и руководителей. Традиционно эта работа включает в себя:
· учебную работу на уроках физкультуры,
· внеклассные занятия физической культурой и спортом,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.