Социальная стратификация. Стратификация в России и на Западе, страница 4

В современной России свободно-рыночные отношения в сфере товаров и услуг первой необходимости не реализованы. Однако стратегия госрегулирования не разработана, более того, отсутствует понимание того, что она действительно необходима.

В случае функции спроса II рода прибыль как функция цены достигает максимума. Цена, соответствующая максимуму, является рыночной, то есть реальной продажной ценой товара. Эта цена зависит от ЭСО. В унимодальном обществе она определяется максимумом распределения и оказывается доступной для большинства людей.

В бимодальном обществе ситуация зависит от его поляризации (то есть отношения x1/x2) и от доли людей, принадлежащих к "богатому" слою.

Расчеты показали, что при большой поляризации (x1/x2 > 70), даже количественно малая доля "богатых" ведет к тому, что этот слой (страта) становится определяющим.

В России поляризация велика, и доля семей во втором ("богатом") горбе также не мала. Рыночные цены при этом таковы, что промышленные товары доступны лишь для малой части общества. Иными словами, платежеспособный рынок составляет примерно 30% от потенциального спроса, то есть от потребностей всего общества.

Наиболее выгодный   объем    производства,    соответствующий платежеспособному  спросу,  составляет  ту   же   долю   от   объёма удовлетворяющего  все  общество.  Выгодная  (с точки зрения рыночных отношений)   занятость   пропорциональна   "выгодному"   объёму    и соответственно мала.  Отметим, что время установления "выгодных" цен мало по сравнению со временем перестройки  производства.  Поэтому  в настоящее время в России цены успевают установиться в соответствии с "рыночной выгодой",  но производство еще  не  упало  до  "выгодного" объема.  Отсюда  и  наблюдается  эффект "перепроизводства",  то есть склады заполнены готовой продукцией,  не находящей платежеспособного спроса.

4. Исследован тактический вопрос о влиянии денежной эмиссии на рыночные цены. С первого взгляда кажется, что эмиссия приведет к повышению цен (т.е. к инфляции). Этот вывод справедлив в унимодальном обществе. Однако в бимодальном возможен противоположный эффект: стабилизация и даже некоторое снижение рыночных цен. Выяснены условия, при которых этот эффект может иметь место сегодня в России:

1) деньги должны быть адресованы людям, уже имеющим минимальные накопления и заинтересованным в приобретении товаров, хранящихся на складах;

2) количество получаемых денег должно соответствовать минимуму распределения). При этом распределение деформируется так, что "провал" между богатыми и беднейшими заполняется, и минимум распределения сдвигается в сторону бедных.

Эффект начинает проявляться при критическом значении эмиссии, когда объем эмиссии составляет примерно 40 трлн. рублей. Объем платежеспособного спроса при этом увеличивается примерно на 30%. Соответственно увеличивается "выгодный" объем производства и занятости.

Однако этот сценарий возможен при соблюдении ряда условий. Во-первых, необходимо, чтобы промышленность сохранила способность быстро реагировать на повышение спроса. Во-вторых, чтобы полученные деньги не были потрачены на сомнительные финансовые операции (типа МММ). В противном случае деньги быстро перейдут к "богатому" слою, и тогда эмиссия денег действительно будет стимулировать ценовую инфляцию.

5. Была прослежена динамика ЭСО в России в течение последних лет. Она связана с изменением доходов различных групп населения.

В современной России можно выделить шесть групп общества, которые отличаются по накоплениям, источникам доходов и методам реализации имеющихся средств. I группа - низкооплачиваемые рабочие и служащие. Сюда входят: работники бюджетной сферы, рабочие и служащие госпредприятий и колхозов, служащие бюджетной сферы (включая научных сотрудников и военнослужащих). Эта группа составляет основную часть населения - около 70%. II группа - среднеоплачиваемые рабочие и служащие. К ней относятся рабочие и служащие частных предприятий и акционерных обществ, работающих на внутренний рынок, а также высшие чины бюджетной сферы (старшие офицеры, профессура, чиновники высшего ранга и т.д.) и элитный слой рабочих ряда отраслей (например, топливно-энергетического комплекса). Эта группа составляет заметную, но не главную часть общества, то есть около 20% населения. III группа - высокооплачиваемые рабочие и служащие. В эту группу входят рабочие и служащие, занятые обслуживанием наиболее богатой, но малочисленной группы YI. Именно третья группа включает рабочих и служащих банков, бирж и других финансовых структур. Численность этой группы сравнительно не велика, примерно 4% населения.