Социальная стратификация. Стратификация в России и на Западе, страница 3

Этот вывод кажется неожиданным, поскольку тогда было декларировано социальное равенство. Тем не менее уже тогда расслоение имело место. В группу "богатых" входили: высокооплачиваемые служащие бюджетной сферы (средние и высшие офицеры, деятели науки и культуры и пр.), элитный слой рабочих ряда отраслей (ВПК, топливноэнергетического комплекса) и практически все работники торговли. Последнее было нелегально, но неизбежно. Дело в том, что торговля невозможна без наличия резервных (нерегламентируемых) оборотных средств и они у работников торговли были, хотя и не афишировались.

Далее, на основании результатов, полученных в 1991 году, были сделаны предсказания о том, что последует в случае либерализации цен:

1) произойдет быстрый рост цен (инфляция): в 70 раз даже при отсутствии денежной эмиссии (то есть за счет распределения имеющихся накоплений);

2) производство начнет сворачиваться, стремясь к "рыночно выгодному" объему (примерно 30% от исходного).

Предсказания, к сожалению, оправдались; цены выросли в 70 раз менее чем за год (и затем продолжали расти уже на фоне денежной эмиссии); спад производства шел быстрыми темпами и лишь сейчас несколько замедлился.

2. Для проверки эффективности метода было реконструировано ЭСО в развитых странах, в частности, в Японии. При этом использовались известные данные о ценах и доходах населения (полученные методом анализа банковских счетов). Результат исследования: японское общество практически унимодально. Из сопоставления следует, что метод позволяет (в зависимости от параметров модели) реконструировать как "двугорбую", так и унимодальную структуру общества.

3. Исследован процесс образования цен в условиях свободного рынка, основными принципами которого является извлечение максимальной прибыли.

Такой подход оправдан в следующих случаях.

а) Когда    производство        действительно      монополизировано (антимонопольные законы либо отсутствуют, либо не действуют).

б) Производители (посредники) договариваются между собой.

в) Имеются структуры (как правило криминальные), навязывающие ценовую политику с целью получения максимальной прибыли. В общем случае прибыль зависит от структуры общества (ЭСО) и функции спроса. Последняя отражает потребность людей в данном предмете и зависит от цены и накоплений.

Предметы и услуги первой необходимости, такие, как питание, жилище, общественный транспорт, связь и др., характеризуются функцией спроса I рода. Она такова, что упомянутые предметы (и услуги) люди приобретают, даже если у них мало денег.

Предметы долговременного пользования (такие, как новый холодильник, телевизор и элитарные товары (престижный автомобиль, коттедж) характеризуются функцией потребления II рода. Она имеет пороговый характер - эти предметы вообще не покупаются, если денег недостаточно.

В условиях свободного рынка процессы образования цен в этих двух случаях весьма различны. В случае функции спроса I рода прибыль монотонно возрастает с ценой при любой структуре общества. Это означает, что максимально выгодно продавать по очень высокой цене, производя при этом мало продукции. Разумеется, такая стратегия, например, производителей сельскохозяйственной продукции, неприемлема для общества. Иными словами, чисто рыночные отношения при производстве и реализации продуктов питания неприемлемы ни в каком обществе. Этот вывод на первый взгляд кажется парадоксальным, но при более детальном анализе выясняется, что во всех странах (включая развитые), принимаются меры государственного регулирования, позволяющие решить проблему.

При отсутствии таких мер чисто рыночные отношения ведут к постоянному увеличению цен на товары и услуги первой необходимости, то есть к ценовой инфляции.

Конкретные меры предупреждения этого нежелательного эффекта зависят от характера товара (или услуг) и от структуры общества (ЭСО). Так, услуги по организации связи и общественного транспорта в большинстве развитых стран осуществляются государством и цены на них фиксируются.

В сельскохозяйственном    производстве    и    в энергетике используются,  в  зависимости  от  ситуации  и  структуры  общества, различные меры (от дотаций и госзаказа, до фиксации цен и карточек).