Стратегия деятельности неправительственных организаций по продвижению положений женской конвенции

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА 4. СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПО ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ЖЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ

СЕССИЯ 1. Возможности и ограничения НПО по защите прав женщин

Цели сессии:

ü  Определить сферы, в которых необходимы изменения законодательства и практики для защиты прав женщин

ü  Дать обзор различных методов деятельности  НПО по продвижению  и использованию Конвенции

ü  Укрепить  навыки самоанализа  недостатков в деятельности НПО

ü  Подчеркнуть необходимость тесного взаимодействия женских НПО с различными структурами общества для достижения своих целей

Материал для чтения: №23,29,30

Раздаточные материалы:

Слайд 15

Мини-лекция

Неправительственные организации (НПО) существуют во всех регионах мира. Среди них - массовые международные организации, такие как Международная Амнистия (Amnesty International), члены и регулярные доноры которой в настоящее время превышают миллион человек и которая имеет национальные секции в 35 странах мира, так и малые организации, насчитывающие только одного работника, созданные с целью мониторинга ситуации прав человека в конкретной стране. Многие НПО были созданы для рассмотрения определенных потребностей либо ситуации в определенной стране. Другие выбрали региональный фокус с целью максимально эффективного использования знаний и умений (включая знание языка), либо же с целью использования существующих региональных механизмов защиты прав человека. Такие НПО не нуждаются в региональных механизмах, существующих за пределами своего региона, хотя механизмы ООН и иные глобальные механизмы могут быть для них полезными.

Практически все НПО в мире, занимающиеся защитой прав человека, испытывают недостаток персонала и финансирования. Почти ежедневно НПО вынуждены принимать решения о том, какими из нарушений можно заниматься, а какими следует пожертвовать ввиду ограниченного времени и ресурсов, и разрабатывать критерии для принятия такого решения - в большинстве случаев стратегические, а не идеологические.  Должны ли индивидуальные дела пользоваться приоритетом перед более общими проблемами прав человека? Должен ли практиковаться принцип, по которому приниматься к действию должны только дела, по которым существует наибольшая вероятность успеха? Должны ли сначала приниматься меры по более «серьезным» делам, а потом уже по менее важным?

Занять четкую позицию, имеющую ответы на все эти вопросы в каждом случае, является задачей почти невыполнимой. Большинство НПО одновременно занимаются разнообразными нарушениями, что зачастую требует привлечения разнообразных тактик. Индивидуальными делами часто приходится заниматься в срочном порядке, т.к. они представляют собой яркое свидетельство более широких проблем в сфере прав человека. 

Международная защита прав человека направлена на государства и правительства; они ответственны за то, чтобы права были защищены от нарушений со стороны как должностных, так и частных лиц, действующих при попустительстве либо открытом содействии со стороны государства (правительства). При условии, что в стране существуют хотя бы отдельные элементы верховенства права, НПО могут взять на себя инициативу с целью повлиять на ситуацию, противоречащую международным нормам.

В условиях регулярно функционирующей правовой системы использование официальных процедур на национальном уровне должно являться первым шагом по борьбе с нарушениями. Возможно также непосредственное внедрение международных норм прав человека в национальной правовой системе.

Следует использовать внесудебные процедуры административного обжалования, например действий органов исполнительной власти, совершенных в пределах их полномочий. Прежде чем пытаться изменить ситуацию судебным путем, всегда имеет смысл попытаться убедить власти в необходимости изменения правил, противоречащих международным нормам прав человека.

Возможности использования законодательного и политического процессов зачастую недооцениваются, особенно в странах, где законодательная власть четко отделена от исполнительной. В ходе законодательных слушаний и парламентских расследований возможно эффективное привлечение внимания общественности к нарушениям прав человека, а также применение давления на правительство с целью положить им конец. Депутатская неприкосновенность, институт которой существует во многих странах, позволяет парламентариям высказываться более прямо, при этом НПО чаще всего имеют больше контактов с представителями законодательной, чем судебной, власти. Омбудсмены и подобные институты чаще всего подотчетны законодательной, а не исполнительной, ветви государственной власти.

Призывы к ратификации  международных конвенций о правах человека могут послужить эффективным общеобразовательным средством, а также потенциально поднять уровень правовой защищенности граждан. Международный надзор за исполнением конвенции (процедура надзора предусмотрена большинством конвенций о правах человека) также может иметь потенциальное влияние на действия правительств.

Похожие материалы

Информация о работе