ТЕМА 4. СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПО ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ЖЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ
СЕССИЯ 1. Возможности и ограничения НПО по защите прав женщин
Цели сессии:
ü Определить сферы, в которых необходимы изменения законодательства и практики для защиты прав женщин
ü Дать обзор различных методов деятельности НПО по продвижению и использованию Конвенции
ü Укрепить навыки самоанализа недостатков в деятельности НПО
ü Подчеркнуть необходимость тесного взаимодействия женских НПО с различными структурами общества для достижения своих целей
Материал для чтения: №23,29,30
Раздаточные материалы:
Слайд 15
Неправительственные организации (НПО) существуют во всех регионах мира. Среди них - массовые международные организации, такие как Международная Амнистия (Amnesty International), члены и регулярные доноры которой в настоящее время превышают миллион человек и которая имеет национальные секции в 35 странах мира, так и малые организации, насчитывающие только одного работника, созданные с целью мониторинга ситуации прав человека в конкретной стране. Многие НПО были созданы для рассмотрения определенных потребностей либо ситуации в определенной стране. Другие выбрали региональный фокус с целью максимально эффективного использования знаний и умений (включая знание языка), либо же с целью использования существующих региональных механизмов защиты прав человека. Такие НПО не нуждаются в региональных механизмах, существующих за пределами своего региона, хотя механизмы ООН и иные глобальные механизмы могут быть для них полезными.
Практически все НПО в мире, занимающиеся защитой прав человека, испытывают недостаток персонала и финансирования. Почти ежедневно НПО вынуждены принимать решения о том, какими из нарушений можно заниматься, а какими следует пожертвовать ввиду ограниченного времени и ресурсов, и разрабатывать критерии для принятия такого решения - в большинстве случаев стратегические, а не идеологические. Должны ли индивидуальные дела пользоваться приоритетом перед более общими проблемами прав человека? Должен ли практиковаться принцип, по которому приниматься к действию должны только дела, по которым существует наибольшая вероятность успеха? Должны ли сначала приниматься меры по более «серьезным» делам, а потом уже по менее важным?
Занять четкую позицию, имеющую ответы на все эти вопросы в каждом случае, является задачей почти невыполнимой. Большинство НПО одновременно занимаются разнообразными нарушениями, что зачастую требует привлечения разнообразных тактик. Индивидуальными делами часто приходится заниматься в срочном порядке, т.к. они представляют собой яркое свидетельство более широких проблем в сфере прав человека.
Международная защита прав человека направлена на государства и правительства; они ответственны за то, чтобы права были защищены от нарушений со стороны как должностных, так и частных лиц, действующих при попустительстве либо открытом содействии со стороны государства (правительства). При условии, что в стране существуют хотя бы отдельные элементы верховенства права, НПО могут взять на себя инициативу с целью повлиять на ситуацию, противоречащую международным нормам.
В условиях регулярно функционирующей правовой системы использование официальных процедур на национальном уровне должно являться первым шагом по борьбе с нарушениями. Возможно также непосредственное внедрение международных норм прав человека в национальной правовой системе.
Следует использовать внесудебные процедуры административного обжалования, например действий органов исполнительной власти, совершенных в пределах их полномочий. Прежде чем пытаться изменить ситуацию судебным путем, всегда имеет смысл попытаться убедить власти в необходимости изменения правил, противоречащих международным нормам прав человека.
Возможности использования законодательного и политического процессов зачастую недооцениваются, особенно в странах, где законодательная власть четко отделена от исполнительной. В ходе законодательных слушаний и парламентских расследований возможно эффективное привлечение внимания общественности к нарушениям прав человека, а также применение давления на правительство с целью положить им конец. Депутатская неприкосновенность, институт которой существует во многих странах, позволяет парламентариям высказываться более прямо, при этом НПО чаще всего имеют больше контактов с представителями законодательной, чем судебной, власти. Омбудсмены и подобные институты чаще всего подотчетны законодательной, а не исполнительной, ветви государственной власти.
Призывы к ратификации международных конвенций о правах человека могут послужить эффективным общеобразовательным средством, а также потенциально поднять уровень правовой защищенности граждан. Международный надзор за исполнением конвенции (процедура надзора предусмотрена большинством конвенций о правах человека) также может иметь потенциальное влияние на действия правительств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.