Правовые основы социологических исследований

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. О правовых аспектах предоставления информации о результатах опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации

2. Полиграф и закон

3. Порядок проведения опроса военнослужащих

4. Почему Церковь боится социологических опросов?

5. Положение дел в Беларуси

6. Проверка законности организации социологического исследования в рамках разработанной Министерством общего и профессионального образования РФ программы «Половое воспитание школьников».

7. ЦИК против Н.Сванидзе: правовая оценка сроков опубликования результатов социологических опросов в период выборов

Заключение

Литература


Введение

ОПРОСЫ социологические - один из способов получения первичной социальной информации путем постановки в устной или письменной форме вопросов котдельному человеку или более или менее широкой группе людей. Опросы - очень важный и широко используемый метод эмпирического социологического исследования, особенно в процессе изучения общественного мнения, когда важно получить информацию об оценках и предпочтениях определенной группы людей. Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием, где тот, кто проводит опрос, интервью, выступает как интервьюер, а тот, кого спрашивают, у кого берут интервью, - респондентом, опрашиваемым. Опросы, проводимый в письменной форме, называется анкетированием. Это самый распространенный и информативный способ социального измерения. Если преимущество первого состоит в непосредственном взаимодействии социолога и опрашиваемого, то второго - в анонимности ответов и возможности сравнительно быстро получить социальную информацию на значительном массиве. Особой разновидностью опросов является экспертный опрос, когда вопросы устно или письменно ставятся перед экспертами как специалистами, обладающими глубокими специальными знаниями в области предмета исследования.

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня:

1) общесоциологическую теорию;

2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня);

3) социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими.

Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы. Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием. Последнее, по мнению российского социолога Э. Тадевосяна, должно опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов и эмпирического материала. Вместе с тем неправомерно сводить социологическое исследование только к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому обследованию, поскольку это всего лишь один из этапов, хотя и очень важный, социологического исследования.

В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

1. О правовых аспектах предоставления информации о результатах опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации.

Российское законодательство о выборах Президента Российской Федерации содержит ряд требований к результатам опросов общественного мнения.

В первую очередь, исходя из содержания статьи 46 Федерального Закона "О выборах Президента Российской Федерации", следует выделить два типа субъектов данных правоотношений: это организации, проводящие опросы общественного мнения, и организации, публикующие результаты таких опросов.

Если более подробно остановиться на втором типе, то есть на организациях, публикующих результаты опросов общественного мнения, то следует отметить, что такими организациями несомненно являются средства массовой информации и, кроме них, любые другие организации, которые могут публиковать результаты опросов. Рассматривая этот вопрос применительно к информационным ресурсам Интернета (web-сайтам и страницам, размещающим результаты опросов), необходимо определить: является ли информационный ресурс средством массовой информации. В соответствии со статьей 2 Закона "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

С позиции этой формулировки информационный ресурс можно представить как "иную форму периодического распространения массовой информации".

Рассматривая понятие массовой информации, а именно предназначенных

Похожие материалы

Информация о работе