На правах рукописи
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В XX ВЕКЕ
И ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛЬНО-РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ (по материалам социологических исследований)
Специальность 22.00.04 – социальная структура,
социальные институты и процессы
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора социологических наук
Барнаул - 2006
Работа выполнена на кафедре социальных технологий, инноваций и управления Алтайского государственного университета
Научный консультант: доктор социологических наук, профессор
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор
доктор социологических наук, профессор
доктор социологических наук, профессор
Ведущая организация: Российский государственный
социальный университет
Защита состоится 15 декабря 2006 г. в 9.30 на заседании диссертационного совета Д 212.005.02 при Алтайском государственном университете по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61
С диссертацией можно
ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета по адресу: 656049,
г. Барнаул,
пр. Ленина, 61
Автореферат разослан «____» сентября 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Дегтярев С.И.
I. Общая характеристика работы
Реформы, развернувшиеся в России в начале 90-х годов XX века, кардинально изменили экономическую, политическую и социальную ситуацию в стране, внесли огромные перемены в жизнь российского общества в целом, социальных групп, каждой российской семьи, каждого отдельного человека, вынуждая их реагировать на вызовы современности. Для большинства людей эти перемены происходили под знаком неопределенности их содержания и перспектив развития и обернулись тяжелым испытанием, потребовавшим концентрации физических и моральных сил. И рядовые граждане страны, и сами реформаторы были вынуждены приспосабливаться к непрерывно, зачастую спонтанно меняющейся экономической, политической и социальной обстановке. По мере расширения и углубления трансформационных процессов происходят изменения общепринятой системы ценностей и социальных норм, по которым функционировал российский социум: в общественном и индивидуальном сознании разрушаются традиционные ценности и нормы, они вытесняются новыми.
Когда страна проходит период реформ, деятельность по объяснению целей и задач дальнейшего реформирования особенно важна потому, что они сопровождаются неоднозначными и сложными событиями в политической, экономической и социальной областях, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь конкретных людей. Для людей чрезвычайно важно объяснить, почему происходят те или иные процессы и к чему они приведут.
Вместе с тем, можно констатировать, что в России в течение последних пятнадцати лет, на фоне происходящих изменений, адекватного механизма донесения основ либеральной идеологии и объяснения того, почему мы находимся там, где мы находимся, нет.
В условиях модернизации современного российского общества принципиально важной становится его способность к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Существенным потенциалом для решения данной задачи обладает социальная реклама, которая влияет на поведенческие установки широких масс населения, привлекая внимание к общественно значимым проблемам, в значительной степени формирует мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирует идеи, социальные настроения, стереотипы поведения и т.п.
Государство, активно присутствуя на рынке информационной деятельности, может использовать социальную рекламу как инструмент вовлечения населения в социальные процессы, как инструмент формирования социального согласия в обществе. Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме, и доводящую до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах. Актуальность использования социальной рекламы обусловлена и тем, что она обращена ко всем и к каждому, возможности такой рекламы широки, а результаты рекламной деятельности могут быть благотворными. Таким образом, в связи с возникновением в обществе многочисленных проблем и острой необходимостью их решения представляется важным выявить роль социальной рекламы как одной из технологий, направленной на формирование новой системы ценностей и норм общественного поведения.
Однако на сегодняшний день развитие социальной рекламы в России затруднено в силу ряда обстоятельств: во-первых, на уровне теории и методологии отсутствует точное истолкование смысла термина «социальная реклама», не обоснованы признаки социальной рекламы, проблемы социальной рекламы в целом пока не осмыслены в рамках социологических теорий; во-вторых, на уровне социально – практической деятельности в области социальной рекламы не выработана комплексная технология диагностики, профилактики и решения многих социальных проблем; в-третьих, на уровне нормативно-правового регулирования рекламной деятельности существует ряд проблем и противоречий, которые негативным образом влияют на деятельность заказчиков, производителей и потребителей социальной рекламы; в-четвертых, не выработаны механизмы оптимального взаимодействия между участниками рынка социальной рекламы: заказчиками, производителями и потребителями; в-пятых, российское население демонстрирует преимущественно недоверчивое отношение к рекламе в целом, которое зачастую распространяется на социальную рекламу, что снижает ее эффективность.
Таким образом, представляется важным и актуальным исследование современной социальной рекламы в России в связи со следующими обстоятельствами: новый общественный строй, новая социально-экономическая и политическая ситуация в стране требует изменения и совершенствования социальной рекламы, новых научных разработок в области рекламы.
Степень научной разработанности проблемы:
Проблемы рекламы в той или иной степени рассматривались представителями разных наук.
Реклама как особый вид экономической деятельности, направленной на получение прибыли и стимулирование роста производства, рассматривается в работах Т. Амблера, И. Березина, Б.Еремина, А. Ростовцева, Т. Серегиной, А. Туманяна и др.
Реклама как элемент комплекса маркетинга характеризуются в трудах С. Веселова, П. Дойля, П.Завьялова, И. Крылова Ф. Котлера, Л. Перси, Дж.Р. Росситера и др.
Рассмотрение рекламы как особого вида информации содержится в работах У. Аренса, К. Бове, А. Дейяна, И. Имшинецкой, В. Музыканта, И. Рожкова и др.
В рамках коммуникационного подхода реклама понимается как особый тип массовой коммуникации. Научный интерес к коммуникации посредством слов одним из первых обозначил М. Вебер, который с позиций понимающей социологии обосновал необходимость изучения прессы и ее роли в социальных процессах. Дальнейшее развитие проблемы теории массовых коммуникаций нашли в трудах Г. Лассуэлла, П. Лазерфельда, Г. Маркузе, Р. Мертона, Ю. Хабермаса. Реклама в системе массовой коммуникации рассматривалась в работах зарубежных (У. Аренс, Б. Барнс, Дж. Барбер, Б.Берман, Дж. Бернет, К. Бове, Д. Джугенхаймер, С. Мориарти, Ч. Сэндидж, К. Ротцолл, У.Уэллс, В. Фрайбургер, Д. Шульц, Дж. Эванс и др.) и отечественных исследователей (И. Викентьев, М. Гундарин, Л. Землянова, В. Иванов, М.М. Назаров, Н. Старых, В. Ученова, Г. Хлебникова, Ф. Шарков, Н. Штернлиб и др.).
Психологические аспекты функционирования рекламы исследовались
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.