,
К.б.н., руководитель программы «ЭкОМ» Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей
I. Предлагаемый курс ориентирует студентов в специфических вопросах организации информирования граждан и общественного участия в принятии экологически значимых решений. Предметом изучения являются российское и международное законодательство, регламентирующее право на доступ к информации, теория и практика организации общественного участия, роль связей с общественностью в современных механизмах экологического регулирования. Курс основан на анализе международного практического опыта и адаптации современных идей и разработок для российского контекста. Преподавание строится на концепции “обучение через участие” (service learning), которое требует сочетания лекционных занятий с проведением мини-исследований, практических работ и мини-тренингов. В результате обучения студенты приобретают базовые теоретические знания и практические навыки, необходимые для начала работы по реализации разнообразных известных сегодня форм экологической отчетности бизнеса и государственных органов перед обществом.
Курс является обязательным для специальности «Связи с общественностью» в рамках регионально-вузовского компонента образования.
II. Тематический план.
Тема 1. Введение: Экологический PR как дисциплина и необходимость перехода от связей с общественностью к вовлечению общественности.. Лекция: 2часа
Тема 2. Принципы организации общественного участия. Лекция: 2, Семинар: 2 часа
Тема 3. Планирование кампании общественного участия. Лекция: 2, Семинар: 2 часа
Тема 4. Правовые основы общественного участия. Лекция: 2, Семинар: 2 часа
Тема 5. Современные механизмы экологического регулирования: роль и место связей с общественностью. Лекция: 6, Семинар: 4 часа
Тема 6. Работа с экологической информацией. Лекция: 4, Семинар: 2 часа, Занятие в Интернет-классе: 2 часа
Тема 7. Партнерство экологических организаций и бизнеса. Лекция: 2 часа
(Помимо лекций и самостоятельной работы с материалом, а также дискуссий, большинство занятий включают упражнения, игры и другие элементы тренинга.)
III. Содержание тем
Тема 1. Введение: Экологический PR как дисциплина и необходимость перехода от связей с общественностью к вовлечению общественности.
Цели и задачи курса. Устойчивое развитие – современный контекст решения экологических проблем. Ответственность правительств, бизнеса и граждан; ответственность перед будущими поколениями. Повестка на 21 век – попытка осознанного управления развитием. Роль и место связей с общественностью в контексте устойчивого развития.
Задание для учащихся (необходимые навыки и знания): Знать определения, уметь объяснить на конкретном примере связь между принятием решения и последствиями, ответственность принимающего решения. Знать правила односторонней коммуникации.
Тема 2. Принципы организации общественного участия.
Основные определения и принципы организации общественного участия. Типы демократических систем управления. “Лестница” общественного участия. Участники и структура процесса принятия решения. Роль и эффективность коммуникаций инициатора деятельности и общественности.
Задание для учащихся (необходимые навыки и знания): Знать определения, уметь оценить уровень организации ОУ и обосновать оценку. Уметь выявить проблемы двусторонней коммуникации.
Тема 3. Планирование кампании общественного участия.
Постановка целей и задач кампании общественного участия. Арсенал методов, рекомендованных для использования международными финансовыми агентствами. Возможности и недостатки различных процедур. Планирование программ общественного участия.
Задание для учащихся (необходимые навыки и знания): Знать основные цели и задачи кампаний по вовлечению общественности; уметь обосновать выбор заинтересованной общественности и предложить адекватные методы работы.
Тема 4. Правовые основы общественного участия. Система экологических прав граждан в России. Обеспечение и защита права на информацию. Орхусская конвенция – современный подход к правовому обеспечению ОУ. Принципы создания регламентов общественного участия. Обеспечение работоспособности процедур и защищенности граждан.
Задание для учащихся (необходимые навыки и знания): Знать особенности законодательной системы РФ, экологические и смежные конституционные права, структуру правового поля ОУ. Знать определения, структурную схему обеспечения прав граждан на информацию и участие в принятии решений, а также соответствующие нормы законодательства РФ. Уметь оценить процедуру ОУ с правовой точки зрения.
Тема 5. Современные механизмы экологического регулирования: роль и место общественности. Краткое знакомство с процедурами оценки воздействия на окружающую среду, экологического менеджмента, инициативами по экологической маркировке и отчетности.
Задание для учащихся (необходимые навыки и знания): Знать содержание и схемы процедур ОВОС и ЭМ. Уметь объяснить их основной смысл, место и роль общественности в их реализации.
Тема 5. Современные механизмы экологического регулирования (продолжение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.