ФОНЕТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ В ЕЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................................
ГЛАВА 1 Общие теоретические разработки...............................................
§1 Социолингвистика и социофонетика. Объект их изучения..................
§2 Эмоциональная фонетика - фонетическая подсистема.........................
§3 Эмоциональность в речи............................................................................
§4 Экспрессивная и аппелятивная функции речи........................................
Глава 2 Средства эмоциональной фонетики в ее письменной реализа- ции.................................................................................................
§1 Средства эмоциональной фонетики, реализованные в "Повести о Сонечке" М.Цветаевой..........................................................................................
п.1 Социальная роль говорящего............................................................
п.2 Удлинение гласных............................................................................
п.3 Удлинение согласных.........................................................................
п.4 Скандирование...................................................................................
п.5 Выпадениие гласных..........................................................................
§2 Средства эмоциональной фонетики, реализованные в рассказе В.Тендрякова "Донна Анна".............................................................................
п.1 Специфика воинских команд............................................................
п.2 Сверхдолготы гласных и согласных и их функция..........................
п.3 Количество ударений в слове и их обусловленность.......................
п.4 Отсутствие редукции гласных...........................................................
п.5 Выпадение слога...............................................................................
§3 Выводы............................................................................................................
Глава 3 Средства эмоциональной фонетики в ее устной реализации.........................................................................................................
§1 Собственно эмоциональные средства........................................................
п.1 Удлинение гласных..........................................................................
п.2 Удлинение согласных.......................................................................
п.3 Нарушение единоударности слов (скандирование).........................
п.4 Выпадение звуков.............................................................................
п.5 Придыхание.......................................................................................
п.6 Особенности реализации некоторых фонем....................................
п.7 Некоторые дополнения.....................................................................
§2 Фонетика междометий..................................................................................
п.1 Междометия как часть речи.............................................................
п.2 Междометия - явление "неканоничной" фонетики..........................
п.3 Особенности произношения междометий на вдохе.........................
п.4 Особенности реализации гласных фонем в абсолютно сильной позиции....................................................................................................
п5 Отсутствие редукции..........................................................................
п.6 Наличие в фонетике междометий особых фонем............................
§3 Использование элементов просторечия в качестве эмоционального средства..............................................................................................................
$4 Выводы...........................................................................................................
Заключение.......................................................................................................
Библиография...................................................................................................
В В Е Д Е Н И Е
Целью данной работы является исследование фонетики эмоциональной речи.
В 60-е годы, после появления в русистике теории фонетических подсистем М.В.Панова и его учеников[1], "эмоциональная фонетика с ее специфическими выразительными средствами была выделена в особую фонетическую подсистему и, таким образом, получила статус языковой категории, а ее выразительные средства - статус фонологических единиц"[2]. Об эмоциональной фонетике в современной русистике написано не так уж много работ. Поэтому нам представляется немаловажным проанализировать материал и на примерах определить выразительные средства эмоциональной фонетики, составляющие ее специфику.
При работе в качестве материала были использованы произведения: повесть Марины Цветаевой "Повесть о Сонечке" и рассказ В.Тендрякова "Донна Анна" (для изучения письменной реализации фонетики эмоциональной речи), а также аудитивный метод (для изучения устной реализации фонетики эмоциональной речи). За основу был взят материал живой студенческой речи, поскольку автору наиболее близка данная среда, и есть возможность постоянно получать новую информацию. Кроме того, на материале студенческой речи можно выявить некоторые современные тенденции в развитии произношения, которые отсутствуют у более старшего поколения.
ГЛАВА I. Общие теоретические разработки.
§1. Социолингвистика и соцИофонетика. Объект их изучения.
В последние годы заметно усилился интерес к социолингвистическим вопросам, связанным с функциональным расслоением языка и с употреблением языковых средств в разнообразных контекстах и ситуациях. В ряде исследований проведенных советскими и зарубежными учеными, показано, что использование языка определяется не только собственно языковыми нормами и требованиями ( произношение, лексика, грамматика), но и теми условиями, в которых он применяется: целями высказывания, типом ситуации, темой сообщения, социальными и психологическими отношениями собеседников, общей окраской речи и т.п.
"Объект синхронической социальной лингвистиики - язык и его функционирование в данный момент в данном обществе в связи с а) социальным расслоением общества и б) и его коммуникативными потребностями,- пишет Л.П.Крысин. - Поиски и исследование корреляций и зависимостей существующих между языком, различными его подсистемами, с одной стороны, и обществом, различными его слоями, с другой являются задачей социальной лингвистики."[3]
Ветвью социолингвистики является социофонетика, которая изучает орфоэпическую норму.
"Орфоэпическая норма - это единственный вариант или совокупность равновозможных, но разноокрашенных вариантов произношения в рамках литературного языка. причем в том случае, когда норма реализована несколькими вариантами, эти варианты равноправны, но отнюдь не идентичны: каждый из них окрашен по-своему и выполняет в пределах данного нормативного комплекса только одному ему свойственную экспрессивно-стилистическую функцию."[4]
Проявляются эти варианты в подсистемах.
§2 Эмоциональная фонетика - фонетическая подсистема.
М.В.Панов предложил разграничивать два разных типа звуковых закономерностей: те фонетические явления, которые описываются фонетическими законами и те, которые подчиняются орфоэпическим правилам. [5]
Фонетические законы - правила реализации фонем, не знающие исключений в данной системе языка.
Орфоэпия не подчиняется фонетическим законам, нарушает их. Она живет по своим собственным законам, отличным от фонетических.
"Формула синхронического фонетического закона такова: зная фонему и фонетическую позицию, в которой она находится, можно однозначно определить, каким звуком будет реализована эта фонема.
Орфоэпическая синхроническая закономерность формулируется по-другому: для того, чтобы узнать, каким звуком представлена та или иная фонема, недостаточно знать, в какой фонетической позиции она находится - необходимо также учитывать, в каких орфоэпических условиях она функционирует,"[6]- пишет М.Л.Каленчук в статье " О фонетической и орфоэпической подсистемах " русского
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.