Фонетика эмоциональной речи в ее устной и письменной реализации

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ФОНЕТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ В ЕЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................

ГЛАВА 1 Общие теоретические разработки...............................................

§1 Социолингвистика и социофонетика. Объект их изучения..................

§2 Эмоциональная фонетика - фонетическая подсистема.........................

§3 Эмоциональность в речи............................................................................

§4 Экспрессивная и аппелятивная функции речи........................................

Глава 2 Средства эмоциональной фонетики в ее письменной реализа-  ции.................................................................................................

§1 Средства эмоциональной фонетики, реализованные в "Повести о Сонечке" М.Цветаевой..........................................................................................

п.1 Социальная роль говорящего............................................................

п.2 Удлинение гласных............................................................................

п.3 Удлинение согласных.........................................................................

п.4 Скандирование...................................................................................

п.5 Выпадениие гласных..........................................................................

§2 Средства эмоциональной фонетики, реализованные в рассказе В.Тендрякова "Донна Анна".............................................................................

п.1 Специфика воинских команд............................................................

п.2 Сверхдолготы гласных и согласных и их функция..........................

п.3 Количество ударений в слове и их обусловленность.......................

п.4 Отсутствие редукции гласных...........................................................

п.5 Выпадение слога...............................................................................

§3 Выводы............................................................................................................

Глава 3 Средства эмоциональной фонетики в ее устной реализации.........................................................................................................

§1 Собственно эмоциональные средства........................................................

п.1 Удлинение гласных..........................................................................

п.2 Удлинение согласных.......................................................................

п.3 Нарушение единоударности слов (скандирование).........................

п.4 Выпадение звуков.............................................................................

п.5 Придыхание.......................................................................................

п.6 Особенности реализации некоторых фонем....................................

п.7 Некоторые дополнения.....................................................................

§2 Фонетика междометий..................................................................................

п.1 Междометия как часть речи.............................................................

п.2 Междометия - явление "неканоничной" фонетики..........................

п.3 Особенности произношения междометий на вдохе.........................

п.4 Особенности реализации гласных фонем в абсолютно сильной позиции....................................................................................................

п5 Отсутствие редукции..........................................................................

п.6 Наличие в фонетике междометий особых фонем............................

§3 Использование элементов просторечия в качестве эмоционального средства..............................................................................................................

$4 Выводы...........................................................................................................

Заключение.......................................................................................................

Библиография...................................................................................................

В В Е Д Е Н И Е

Целью данной работы является исследование фонетики эмоциональной речи.

В 60-е годы, после появления в русистике теории фонетических подсистем М.В.Панова и его учеников[1], "эмоциональная фонетика с ее специфическими выразительными средствами была выделена в особую фонетическую подсистему и, таким образом, получила статус языковой категории, а ее выразительные средства - статус фонологических единиц"[2]. Об эмоциональной фонетике в современной русистике написано не так уж много работ. Поэтому нам представляется немаловажным проанализировать материал и на примерах определить выразительные средства эмоциональной фонетики, составляющие ее специфику.

При работе в качестве материала были использованы произведения: повесть Марины Цветаевой "Повесть о Сонечке" и рассказ В.Тендрякова "Донна Анна" (для изучения письменной реализации фонетики эмоциональной речи), а также аудитивный метод (для изучения устной реализации фонетики эмоциональной речи). За основу был взят материал живой студенческой речи, поскольку автору наиболее близка данная среда, и есть возможность постоянно получать новую информацию. Кроме того, на материале студенческой речи можно выявить некоторые современные тенденции в развитии произношения, которые отсутствуют у более старшего поколения.

ГЛАВА I. Общие теоретические разработки.

§1. Социолингвистика и соцИофонетика. Объект их изучения.

В последние годы заметно усилился интерес к социолингвистическим вопросам, связанным с функциональным расслоением языка и с употреблением языковых средств в разнообразных контекстах и ситуациях. В ряде исследований проведенных советскими и зарубежными учеными, показано, что использование языка определяется не только собственно языковыми нормами и требованиями ( произношение, лексика, грамматика), но и теми условиями, в которых он применяется: целями высказывания, типом ситуации, темой сообщения, социальными и психологическими отношениями собеседников, общей окраской речи и т.п.

"Объект синхронической социальной лингвистиики - язык и его функционирование в данный момент в данном обществе в связи с а) социальным расслоением общества и б) и его коммуникативными потребностями,- пишет Л.П.Крысин. - Поиски и исследование корреляций и зависимостей существующих между языком, различными его подсистемами, с одной стороны, и обществом, различными его слоями, с другой являются задачей социальной лингвистики."[3]

Ветвью социолингвистики является социофонетика, которая изучает орфоэпическую норму.

"Орфоэпическая норма - это единственный вариант или совокупность равновозможных, но разноокрашенных вариантов произношения в рамках литературного языка. причем в том случае, когда норма реализована несколькими вариантами, эти варианты равноправны, но отнюдь не идентичны: каждый из них окрашен по-своему и выполняет в пределах данного нормативного комплекса только одному ему свойственную экспрессивно-стилистическую функцию."[4]

Проявляются эти варианты в подсистемах.

§2 Эмоциональная фонетика - фонетическая подсистема.

М.В.Панов предложил разграничивать два разных типа звуковых закономерностей: те фонетические явления, которые описываются фонетическими законами и те, которые подчиняются орфоэпическим правилам. [5]

Фонетические законы - правила реализации фонем, не знающие исключений в данной системе языка.

Орфоэпия не подчиняется фонетическим законам, нарушает их. Она живет по своим собственным законам, отличным от фонетических.

"Формула синхронического фонетического закона такова: зная фонему и фонетическую позицию, в которой она находится, можно однозначно определить, каким звуком будет реализована эта фонема.

Орфоэпическая синхроническая закономерность формулируется по-другому: для того, чтобы узнать, каким звуком представлена та или иная фонема, недостаточно знать, в какой фонетической позиции она находится - необходимо также учитывать, в каких орфоэпических условиях она функционирует,"[6]- пишет М.Л.Каленчук в статье " О фонетической и орфоэпической подсистемах " русского

Похожие материалы

Информация о работе