Государственное регулирование территориального развития. Региональная система управления инвестициями

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Государственное регулирование территориального развития.

2. Инвестиционная политика как элемент экономической политики региона

3. Цели и задачи инвестиционной политики региона

4. Региональная система управления инвестициями

5. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки

6. Прозрачность региональных рынков на примере телевидения

Заключение

Литература


Введение

Доминантой современного развития нашей страны, наряду с переходом к рыночному хозяйствованию, является утверждение нового порядка отношений между федеральным центром и регионами, заметное расширение прав н ответственности территорий в решении собственных социально-экономических и других проблем. Каждый гражданин России все в большей мере ощущает себя как «Homo regionalius», испытывает как в быту, так и в профессиональной деятельности свою зависимость от условий территориального развития, от того, в каком регионе он живет и работает. Значительно изменились задачи и функции работников региональных органов власти. Прежняя ориентация на скрупулезное выполнение установок вышестоящих инстанций, Центра не является гарантией успеха дела, которому служат управленцы. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо основательное знание:

a) местных проблем,

b) отечественного и зарубежного опыта управления региональными социально-экономическими процессами,

c) научных достижений в области регионального анализа и управления

Рассмотрение региональных экономических проблем требует уточнения понятия "регион". В советской экономической науке понятие «регион» было введено академиком Н. Некрасовым. Существует много точек зрения на это понятие. По-латыни "regio" - страна, область. В этом смысле чаще всего "регион" отождествляют с некоторой абстрактной территорией, частью территориального пространства страны, не выделяя каких-либо факторов, кроме пространственного. В некоторых случаях под регионами подразумевают крупные экономические районы, то есть группу соседних административно- и национально-территориальных образований, таких как Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток, Север и т.п. В других - субъекты федерации: края, области, автономии. В третьих - районы, города, городские районы в крупных городах, села и т.д.

В монографии классика американской региональной экономики У.Изарда "Методы регионального анализа" регион характеризуется как открытая экономическая единица в пределах данного государства . Социальное управление. Словарь. /Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. - М., Изд-во МГУ, 1994. - С. 134: «В настоящее время понятие «регион» широко трактуется в научных исследования и повседневной практике.

В узком смысле под регионом понимается относительно самостоятельная часть, подсистема единого народнохозяйственного комплекса страны, выделившаяся в процессе территориального разделения труда.» Федоров Ю.И. Ассамблея европейских регионов. // Регионология. - 1995, № 1.-С. 43: «В соответствии со ст.3 Устава Ассамблеи Европейских регионов термин «регион» относится к уровню правительства, следующего сразу после центрального, с политическим представительством, гарантированным существованием выборного Регионального Совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом, учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за ними более высоком уровне.» Обоснованной представляется точка зрения, выраженная в коллективном труде "Системное регулирование территориального развития: экономико-правовой аспект" По мнению авторов монографии, регион есть часть экономического, социального, природно- ресурсного, экологического, культурно-исторического, собственно пространственного потенциала государства в границах властно установленных административно - территориальных единиц, имеющих управленческие структуры, призванные обеспечить интересы регионального развития.

Подобный подход к определению понятия "регион" используется и в работах ведущих специалистов по региональным социально-экономическим проблемам. Опираясь на этот методологический подход, мы будем рассматривать в составе регионов следующие уровни территориальных образований: 1) регионы областного уровня (субъекты федерации), т.е. республики, края, области, города федерального значения; 2) сельские районы, города, городские районы в крупных городах, сельские поселения и объединения последних, то есть то, что принято называть «муниципальные образования». Именно им в наибольшей мере присуща целостность, нарастающее единство экономических, социальных, демографических и иных процессов. Эти регионы наделены определенным юридическим статусом, они обладают определенными правомочиями в сфере власти и управления, имеют органы власти и управления. Выделенные уровни региональных образований существенно отличаются по пространственным масштабам, степени замкнутости воспроизводственных экономических, социальных, демографических и экологических процессов. Однако, преобразования территориальных социально-экономических отношений, происходящие сегодня в России, имеют в значительной степени схожие черты и проявления на указанных уровнях региональной структуры государства.

Понятие «региональная экономика» в управленческой практике чаще всего используется в значении «хозяйство региона», то есть совокупность региональных экономических и финансовых ресурсов и хозяйственных организаций. Региональная экономика как наука имеет несколько иное определение. Основоположник отечественной регионологии Некрасов Н.Н. считал, что региональная экономика изучает совокупное? фонетических и социальных факторов в каждом регионе страны, а главной задачей региональной экономики как научной дисциплины является исследование вопросов рационального размещения производительных сил. В рамках централизованно планируемой экономики это был целесообразный и эффективный подход.

Однако развитие региональной экономики как науки, исследующей проблемы территориального развития в условиях перехода к рыночному хозяйствованию, заставляет взглянуть на предмет региональной экономики под иным углом зрения. При использовании классификации «цель - средства» совершенно очевидно

Похожие материалы

Информация о работе