Регион как объект государственного управления и контроля

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Регион как объект государственного управления и контроля

2. Организационно - экономическое содержание государственного контроля в системе управления регионом

Литература


Введение

Происходящие в России процессы укрепления государственности активизировали администрирование управленческой деятельности в финансово-бюджетной, правовой, управленческой и контрольной сферах, что актуализировало поиск эффективных механизмов государственного контроля для обеспечения социально-экономического развития страны и регионов, усиления вертикали власти, экономической безопасности и соблюдения принципов законности. Факторами, вызывающими необходимость развития государственного контроля в современных условиях управления регионом, являются: наличие глобальных проблем, решение которых нуждается в разработке научно обоснованной государственной региональной политики с применением контроля; постоянное развитие экономики регионов в направлении повышения эффективности управления, производства и качества работы, что объективно требует совершенствования научно-практических основ контроля; потребности государственного управления (совершенствование контрольной деятельности, методов и техники контроля). Поэтому создание единых критериев проведения, обобщения и планирования контрольных мероприятий для всех субъектов государственного управления и контроля является необходимым условием повышения его эффективности. Регионализация реформ напрямую связывается с обеспечением финансовой устойчивости территорий, которая, в свою очередь, напрямую зависит от качества организации государственного финансового контроля в регионе, успешности реализации всего спектра его функций. Необходимость совершенствования системы государственного финансового контроля на региональном уровне обусловлена концентрацией финансовых и материальных ресурсов конкретной территории для их более рационального использования. Основная проблема неэффективности системы финансового контроля в регионах заключается в том, что до сих пор нет достаточно четкого определения места и роли каждого контрольного органа, отсутствует четкое разграничение сфер их деятельности, имеет место нерациональное разделение -обязанностей между субъектами контроля, неоправданно дублирование их функций и параллелизм в работе.

1. Регион как объект государственного управления и контроля

Государственное управление-это деятельность, базирующаяся на принципах государственно - властного воздействия на объект управления, которая находит свое выражение в правовых формах, а также выработке общегосударственных целей для государственных органов власти и управления и направленная на повышение уровня жизни населения страны и регионов и удовлетворение платежеспособного спроса населения за счет создания конкурентной предпринимательской среды и экономической активности всех форм бизнеса. «Государственное управление регионом- это целостная система, в которую входят цели, задачи, функции, информация, кадры, органы, методы, процессы, техника и технология управления как элементы данной системы» [6,с. 20]. Управление в регионе является комплексом целеустремленных действий на базе современных принципов, направленное на обеспечение оптимального функционирования региональной системы.

Региональное управление - это по существу управление условиями жизни населения: социальными, экономическими, технико-технологическими, экологическими и другими в пределах данной территории. Оно направлено на эффективное использование местных природных, финансовых и трудовых ресурсов, развитие социальной инфраструктуры, реализацию разработанных проектов территориально-социальной системы или ее подсистем в целях обеспечения динамичного развития региона, качества жизни граждан, проживающих в регионе. Это также особый вид деятельности по управлению социально - экономическими процессами на территории, характеризующейся определенным единством экономической жизни и общностью условий воспроизводственной деятельности населения.

Система регионального управления включает в себя:

- систему федеральных и региональных органов власти;

- совокупность функций, осуществляемых государственными органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;

- систему государственной службы;

- систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.»[ 70, с. 45].

Регион как единое целое выступает с точки зрения государственного управления, с одной стороны, в качестве подсистемы (объектной) и с другой стороны- в качестве самоуправляющейся системы (субъектной), которые находятся в противоречивом единстве.

«Как социально-экономическая система регион несет в себе предпосылки эффективного функционирования и развития, но так же возможность системного кризиса вплоть до разрушения в случае неадекватного управления им. Формирование региона как объекта государственного управления и субъекта самоуправления происходит в результате разделения полномочий между федеральным центром и регионами, появления равноправных субъектов Федерации в условиях, когда в ходе реализации государственной региональной политики обновляется сам федеральный центр. При этом собственная политика субъекта РФ заключается в создании дееспособного, обладающего значительной автономией, способного к самоорганизации регионального сообщества. Каждый регион отличается своей экономической и социальной структурой, местом в решении республиканских и общегосударственных задач. Поэтому социально - экономические процессы, протекающие в регионе и требующие управления, должны отвечать интересам решения задач, присущих конкретному территориальному образованию». Вот почему актуальное значение приобретает исследование системы и I механизма государственного управления регионом, в том числе реализации контрольных функций управления в современных условиях. Слово "механизм" с греческого переводится как орудие, машина. Это слово в настоящее время имеет следующие основные значения:

- устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему звеньев, в которой движение одного или нескольких ведущих вызывает вполне определенные движения остальных тел системы; механизмы бывают различными по конструкции и назначению, составляют основу большинства машин, проборов и других технических устройств;

- внутреннее устройство, система чего-либо, например, государственный механизм управления; совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое, экономическое, психологическое и т. п. явление, например, механизм химической реакции, механизм мышления. Каждое их этих значений имеет свои оттенки и обогащает понятие

Похожие материалы

Информация о работе