Преподавание психологии в школе и ВУЗе

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Цели и задачи преподавания психологии в школе и ВУЗе

2. Принципы преподавания психологии. Структура психологии как учебного предмета

3. Функции преподавателя (учителя) на занятиях по психологии

4. Рабочее творческое самочувствие учителя (педагога) на учебном занятии

5. Содержательный блок в методике преподавания психологии

6. Дидактические проблемы в работе с понятиями

7. Значение лекции как формы обучения

8. Семинарские занятия

9. Основные формы практических занятий и их значение

Заключение

Литература


Введение

Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовить человека к жизни в быстро меняющемся мире. Реформа демократизации и гуманизации длится уже более 10 лет. Но, на наш взгляд, она мало что изменила  в концептуальной сути образования. В нашей системе образования по-прежнему большее внимание уделяется внешней системе ценностей в ущерб внутренней. Учитель по-прежнему фактически господствует над учеником. Формирование человека подменяет его развитие, а преподавание доминирует над учением (см. Приложение 1). Воспитание носит назидательный характер, что неизбежно приводит к невротизации личности учащегося, к расщеплению его социального и индивидуального опыта. Происходит невротизация и личности педагога, который сталкивается с неповиновением авторитарным требованиям со стороны учащихся, с их неистребимым стремлением к личностной интеграции. Конечно, за годы реформы появилось много лицеев, гимназий, специализированных школ и классов, увеличился объем гуманитарных наук в учебных планах; изменился и стиль взаимодействия учителя и учащихся, педагога и студентов, появилось множество инновационных методов и приемов обучения, основанных на принципах диалогизации и проблематизации. Но главное, что составляет суть демократизации и гуманизации образования – педагогическое мышление – не претерпело особых изменений.

Новый акцент в педагогическом мышлении связан с изменением взглядов на мир детства, развитием гуманистической психологической науки детства. Л.С.Выготский отмечал, что в современной педагогике «на место внешней дисциплины, на место принудительной дрессуры выдвигается самостоятельное овладение своим поведением, которое не предполагает подавления естественных влечений ребенка, но имеет ввиду овладение им своим поведением… не на послушании и намерении строится самоовладение, но наоборот, на самоовладении возникают повиновение и намеренность.

Наилучший показатель осознанной саморегуляции собственной активности человека, его субъектности является развитие такого качества, как самостоятельность. Рабочее определение самостоятельности:

целенаправленная (определившая наиболее ценную на данный момент цель),

осознанно контролируемая,

достаточно энергичная (с привлечением средств привычной активизации),

продуктивная (умелая) и

координируемая с усилиями других людей активность.

Самостоятельность делает людей более

-  уверенными в себе,

-  озабоченность предстоящими бедствиями чаще сменяется переживаемыми успехами от достигнутого, что приводит

-  к ощущению самодостаточности,

-  благоприятному эмоциональному фону жизни,

-  психическому здоровью.

Развитие умений и средств саморегуляции вовсе не нацелено на то, чтобы ребенка воспитать «победителем» во всем, напористым, «умеющим действовать локтями». Напротив, сформированность осознанной саморегуляции предполагает большую работу головой и не является страховым полисом от возможных огорчений и неудач. Но, будучи истинно человеческим средством установления контактов с окружающими и решения возникающих проблем, саморегуляция предохраняет от множества тех промахов и неудач, с которыми человек вполне может справиться, но почему-то предпочитает многократно наступать на грабли.

Культура убеждений - качество, отличающее всякого настоящего учителя от простого инструктора, урокодателя. Важнейшее из убеждений - убеждение в свободе и самоценности каждого человека, в том числе и учителя, и ученика. Культивирование этого убеждения - важнейший нравственный долг каждого учителя. Конечной целью образования является не передача и накопление информации, а укрепление духовности как способности жить осмысленно и нравственно. Духовность не передается от учителя к ученику с помощью той или иной технологии, а воспринимается (или не воспринимается) учащимися лишь на основе их собственной внутренней культуры. Любым своим действием, словом и поступком учитель каждый раз делает выбор между трансляцией информации и явлением духовности.

И здесь он по-настоящему свободен. Каждый человек время от времени обращается к самому себе с вопросом: «Кто я?». Как правило, первый ответ подсказывает человеку его профессия: «Я - учитель (летчик, инженер и т.д.)». Отвечая подобным образом, человек определяет самого себя в терминах своей профессиональной роли, которая в свою очередь задает подчас довольно жесткую систему более частных определений, представляющих собой ответы на вопрос: «Кто может называть себя учителем (летчиком, инженером и т.д.)?». И каждый человек, определяя себя через свою профессиональную принадлежность, неизбежно сталкивается с подобной эталонной моделью. Какие качества входят в представление об идеальном учителе и к каким

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
270 Kb
Скачали:
0