1. В умственной жизни человека одно только ранее детство представляет случаи истинного возникновения мыслей или идейных состояний из психологических продуктов низшей формы, не имеющих характера мысли.
У зрелого человека в сознании уже не существует тех первоначальных форм, предшествующих мысли, которыми исключительно переполнено сознание ребенка в домыслительный период. Самые простые наблюдения показывают далее, что мысли у ребенка лежат в чувствовании. Это вытекает уже из того, что все умственные интересы раннего детства сосредоточены исключительно на предметах внешнего мира, а последние познаются первично, очевидно, только чувствованием преимущественно при посредстве органов зрения, осязания и слуха.
Взрослый мыслит уже не чувственными конкретами, но и производными от них формами, так называемыми отвлечениями или абстрактами. Умственный мир ребенка наделен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распределен в ряды систем.
Явно, что мышление взрослого представляет или производные формы детского мышления - более высокие ступени развития тех же самых процессов, или в основе его лежат другие деятельности и иные силы, чем у ребенка.
2. Как ни естественно думать, что начинать изучение следует с детского мышления, но чтобы действительно изучить вопрос таким образом, нужно знать его корень – чувствование или систему исходных ощущений. Знать же их при помощи одних наблюдений над детьми нет никакой возможности, ее в сознании у взрослого – ощущений в детской элементарной форме уже нет. Теперь, благодаря успехам анатомии и физиологии органов чувств, благодаря, в особенности, трудам великого немецкого физиолога Гельмгольца, затруднений в этом направлении не существует более.
3. Как ни велика пропасть между мыслью взрослого и ребенка со стороны ее объектов, но между ними всегда признавалось тесное родство по строению. Воплощаясь в слово, та и другая всегда принимают одну и ту же форму, основной тип которой известен всякому из трехчленного предложения. Следовательно, в мысли как в процессе или ряде жизненных актов, должна существовать общая сторона, не зависящая от ее содержания.
Всякую мысль, какого бы порядка она не была, можно рассматривать как сопоставление мысленных объектов друг с другом в каком-либо отношении:
А) этот факт указывает на тесное родство мыслей разных порядков не только со стороны общего типа их строения, но и со стороны отношений, в которых объекты сопоставляются друг с другом.
Б) на возможность изучения всех мыслимых человеком отношений в первоначальной школе предметного мышления, имеющего корни, несомненно, в чувствовании.
Из сравнительно меньшего разнообразия предметных отношений вытекает далее, что хотя все вообще составные элементы словесной мысли допускают распределение или классификацию по группам, но отношения, в которых объекты мысли сопоставляются друг с другом, обладают этим свойством в наибольшей степени. Так, в настоящее время признают собственно три главных категории отношений – сходство, сосуществование и последование.
Еще один бесспорный факт, открываемый наблюдением, касается известной прогрессивной последовательности в ходе мышления у человека от детства к зрелости. Эту сторону называют умственным развитием человека.
4. Коренные черты мыслительных актов, которые с давних пор открывал для исследователя анализ простых психологических наблюдений – черты, которыми пользовались столь различно сенсуалисты и идеалисты:
1) не признавая в человеке никакой организации помимо чувственной, они считают воздействия из внешнего мира, с его предметными отношениями и зависимостями, единственным источником мысли и по содержанию и по форме.
2) Они считают всю рассудочную сторону мысли не отголоском предметных отношений и зависимостей, а прирожденными человеку формами или законами воспринимающего и познающего ума, который совершает всю работу превращения впечатлений в идейном направлении и создает таким образом то, что называем предметными отношениями и зависимостями.
Спенсер:
На самой низшей ступени развития животного царства чувствительность является равномерно разлитой по всему телу, без всяких признаков расчленения и обособления в органы. Но по мере того, как эволюция идет вперед, эта слитая форма начинает более и более расчленяться
В отдельные организованные системы движения и чувствования. Далее чувствительность специализируется качественно – является распадение ее на так называемые системные чувства ( чувство голода, жажды, половое и пр.). Дальнейший шаг в эволюции чувствования можно определить как сочетанную или координированную деятельность специальных форм чувствования между собой и с двигательными реакциями тела. Расчлененное и координированное чувство развивается в конце концов в инстинкт и разум, а насколько оно сочетано с двигательными реакциями – в инстинктивные и разумные действия.
Разница между инстинктом и разумом, по Спенсеру, чисто количественная и заключается, лишь в том, что в инстинкте сфера различений несравненно уже, стало быть, и цели достигаемые действием
Гораздо ограниченнее; притом действие, по отношению к производящим
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.