2. Дайте краткие письменные характеристики основным психологическим школам:
Что нового внесла школа в психологию |
Чем были вызваны изыскания в данном направлении |
Какую роль в прогрессе научных знаний о психике сыграли исследования (выводы, гипотезы, открытия) |
Каково современное значение этих выводов для психологии |
Как повлиял кризис в психологии на зарождение и развитие этих школ и направлений |
|
Структуализм (В.Вундт) и функционализм (У.Джемс) |
Структуализм: занимались поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами. Функционализм: выяснение того, как структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. важен вопрос о том, какую роль душа составляет для человека, чему она служит. Главная задача души – «приспособить» человека к миру за счет того, что из ощущений выстраивается в мир, удобный для субъекта. |
Функционализм исходит из того, какую практическую пользу его идеи принесут индивиду. Возникли в связи с насущной проблемой исследования наиболее общих законов психики и сознания. |
Предметная область психологии расширилась, охватывая психические функции как внутренние операции, производимые организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде. Концепция, согласно которой первичными явл. Изменения в мышцах и сосудистых системах организма, вторичными – вызванные ими эмоции |
К Джемсу восходят первые исследования самосознания и самооценки, он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени (например, о двойственности «Я», которое выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект |
Функциональная школа психологии сосредоточилась на функциях, актах сознания. |
Бихевиоризм (Дж. Уотсон) |
Предмет изучения – поведение, активность. Исключили сознание из предмета изучения. |
Основная задача бихевиоризма – в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном стимуле (ситуации) бихевиорист мог сказать наперед – какая будет реакция – или – если дана реакция – какой ситуацией данная реакция вызвана. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок. |
Резкое расширение изучаемой психологией области. Изменились схемы психологических экспериментов. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Изменил общий строй психологического познания, его предмет охватывал построения и изменения реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов. |
Приложением бихевиоризма являются педагогика, психотерапия: в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных. Показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также внес вклад в разработку методологии и техники экспериментального исследования. |
Школа бихевиоризма прицельно сосредоточилась на изучении категории действия. Исключая сознание, пытались объяснить любые естественные формы поведения людей. |
Необихевиоризм (Э.Толмен, К.Халл, Б.Ф.Скин-нер) |
Выявление особого вида научения – латентного, без подкрепления, сформировали понятие «когнитивной карты» - структуры, которая складывается в мозге животных в результате переработки поступающих извне воздействий. В результате введения промежуточных переменных поведение реально получается психологическим. |
Было замечено, что экспериментальные наблюдения за поведением животных не соответствует бихевиористскому молекулярному пониманию поведения по схеме «стимул-реакция». Убежденность в сложности детерминации поведения. |
Обогатили знание об общих правилах выработки навыков, о роли подкрепления (которое служит неприменным мотивом этих навыков), динамике перехода от одних форм поведения к другим. |
Сформулировали теорию научения, где главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Индивидуализируется процесс учения, возник вариант программного обучения. |
Не было места ни для психических функций, ни для деятельности, не была изучена проблема развития. Она подменялась описанием того, как из одних навыков возникают другие. Огромные пласты высших проявлений жизни, открытых и изученных многими школами, выпадали из предметной области психологии. |
Гештальтп-сихология (М.Вертгей-мер, К.Коффка, В.Келлер) |
Главное понятие – понятик\е комплексного качества как целостного |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.