Краткие письменные характеристики основных психологических школ (Таблица)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

2.  Дайте краткие письменные характеристики основным психологическим школам:

Что нового внесла школа в психологию

Чем были вызваны изыскания в данном направлении

Какую роль в прогрессе научных знаний о психике сыграли исследования (выводы, гипотезы, открытия)

Каково современное значение этих выводов для психологии

Как повлиял кризис в психологии на зарождение и развитие этих школ и направлений

Структуализм (В.Вундт) и функционализм (У.Джемс)

Структуализм: занимались поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами.

Функционализм: выяснение того, как структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. важен вопрос о том, какую роль душа составляет для человека, чему она служит. Главная задача души – «приспособить» человека к миру за счет того, что из ощущений выстраивается в мир, удобный для субъекта.

Функционализм исходит из того, какую практическую пользу его идеи принесут индивиду. Возникли в связи с насущной проблемой исследования наиболее общих законов психики и сознания.

Предметная область психологии расширилась, охватывая психические функции как внутренние операции, производимые организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде.

Концепция, согласно которой первичными явл. Изменения в  мышцах и сосудистых системах организма, вторичными – вызванные ими эмоции

К Джемсу восходят первые исследования самосознания и самооценки, он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени (например, о двойственности «Я», которое выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект

Функциональная школа психологии сосредоточилась на функциях, актах сознания.

Бихевиоризм (Дж. Уотсон)

Предмет изучения – поведение, активность. Исключили сознание из предмета изучения.

Основная задача бихевиоризма – в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном стимуле (ситуации) бихевиорист мог сказать наперед – какая будет реакция – или – если дана реакция – какой ситуацией данная реакция вызвана.

Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок.

Резкое расширение изучаемой психологией области. Изменились схемы психологических экспериментов.

Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Изменил общий строй психологического познания, его предмет охватывал построения и изменения  реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.

Приложением бихевиоризма являются педагогика, психотерапия: в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных. Показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также внес вклад в разработку методологии и техники экспериментального исследования.

Школа бихевиоризма прицельно сосредоточилась на изучении категории действия. Исключая сознание, пытались объяснить любые естественные формы поведения людей.

Необихевиоризм (Э.Толмен, К.Халл, Б.Ф.Скин-нер)

Выявление особого вида научения – латентного, без подкрепления, сформировали понятие «когнитивной карты» - структуры, которая складывается в мозге животных в результате переработки поступающих извне воздействий. В результате введения промежуточных переменных поведение реально получается психологическим.

Было замечено, что экспериментальные наблюдения за поведением животных не соответствует бихевиористскому молекулярному пониманию поведения по схеме «стимул-реакция».

Убежденность в сложности детерминации поведения.

Обогатили знание об общих правилах выработки навыков, о роли подкрепления (которое служит неприменным мотивом этих  навыков), динамике перехода от одних форм поведения к другим.

Сформулировали теорию научения, где главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.

Индивидуализируется процесс учения, возник вариант программного обучения.

Не было места ни для психических функций, ни для деятельности, не была изучена проблема развития. Она подменялась описанием того, как из одних навыков возникают другие.

Огромные пласты высших проявлений жизни, открытых и изученных многими школами, выпадали из предметной области психологии.

Гештальтп-сихология (М.Вертгей-мер, К.Коффка, В.Келлер)

Главное понятие – понятик\е комплексного качества как целостного

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
75 Kb
Скачали:
0