Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе.
Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. Как наука она возникла в глубокой древности; ее появлению и становлению, предшествовали различные научные теории и как наука возникла как результат обобщения и систематизации в виде кодексов, заключающих в себе:
· этические требования к содержанию и результатам деятельности;
· выводы, сделанные на основе обобщений.
В современном понимании этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведения и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Деловые отношения принято рассматривать по отдельным его видам: “сверху – вниз” (руководитель – подчинённый), “снизу – вверх” (подчинённый – руководитель), “по горизонтали” (сотрудник – сотрудник). Мы ограничимся указанием общих этических правил каждого из них. В первом случае: “Относитесь к своему подчинённому так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель”. Во втором случае: “Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчинённые”. В третьем варианте: “В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам”.
Существуют различные средства и способы повышения уровня этики делового общения. Среди них: разработка этических нормативов на предприятии, создание комиссий и комитетов по этике, проведение социально-этических ревизий, обучение этическому поведению. В условиях различных отношений важную роль играют переговоры, т.е. взаимное деловое общение с целью достижения совместного решения. Переговоры, как правило, сложный процесс, и достижение успешных результатов для обеих сторон зависит от активного использования многочисленных психологических приёмов. В качестве основных из них можно выделить следующие.
Внимательно слушайте и показывайте, что вы слушали, что было сказано. Убедите партнёра в том, что вы поняли его точку зрения. При этом понять – не значит согласиться. Но до тех пор, пока вы не убедите других, что поняли их точку зрения, вы не сможете объяснить им свой подход. Говорите так, чтобы вас поняли. Постарайтесь объяснить проблему так, как она видится вам. Не следует втягиваться в обвинение другой стороны в возникновении проблем, в навешивании ярлыков или повышать голос. Это может спровоцировать защитную реакцию, которая помешает воспринять ваше сообщение. Установите рабочие отношения. Если вы знаете участников переговоров лично, это действительно может помочь решению дела. Есть разница в том, с кем вы имеете дело – с одноклассником, коллегой, другом или незнакомцем. Чем быстрее незнакомый человек станет вам знаком, тем вероятнее облегчение переговоров.
Будьте готовы разобраться с проблемой, а не с людьми. Более эффективный путь состоит в том, чтобы стороны рассматривали друг друга в качестве партнёров в практических и совместных поисках справедливого соглашения, выгодного для всех. Следует отделить существо дела от взаимоотношений партнёров, чтобы избежать субъективных влияний на решение проблемы.
Осознайте и обнаружьте свои эмоции и чувства другой стороны. Переговорите с представителями другой стороны о своих ощущениях от переговорного процесса. Никакого вреда не будет, если вы скажете: “Знаете, наша сторона считает, что соглашение не будет соблюдаться, даже если и будет достигнуто. Правильно или нет, но таковы наши опасения. А как ваша сторона, чувствует ли то же самое?” Разговор на эту тему освободит от бремени невыраженных чувств и переговорщики, скорее всего, увеличат свои усилия по решению проблемы. Используйте объективные критерии. Будьте открыты для разумных доводов, но закрыты для угроз
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.