настоящей работе в основном рассматривается вторая группа понятий и проблем.
На наш взгляд, “лоббизм” в широком смысле - это деятельность граждан, групп, организаций и других субъектов правоотношений по активному отстаиванию своих интересов. Конечно, данное определение нуждается в правовом урегулировании. Будущий федеральный закон должен определить и конкретизировать такие понятия, как “обращение”, “заявление”, “предложение”, “жалоба”, “ходатайство”, “коллективное обращение”, “должностные лица”, и др. В этом законе следует предусмотреть норму, которая позволила бы гражданину лоббировать свое обращение до тех пор, пока ему не будет дан ответ. Еще один вопрос, связанный с обращениями, - это иностранные граждане и лица без гражданства. По нашему убеждению, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, должны пользоваться правом на обращения наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
В законодательстве важно предусмотреть, что органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в порядке и в сроки, которыми установлены федеральным законом, а также давать на них мотивированные ответы.
Ходатайство гражданина - официальное обращение с просьбой рассмотрения вопроса о признании определенного статуса, прав и свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации. Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания.
При этом должностными лицами (в контексте обращений граждан) должны признаваться лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях и структурных подразделениях указанных органов, организаций и объединений.
Что касается определения понятий решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, иных органов или должностных лиц - это коллегиальные и единоличные решения и действия (или бездействие), в том числе предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (или бездействия), в результате которых: нарушены права, свободы или законные интересы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод или законных интересов; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Говоря об обращениях граждан, необходимо в федеральном законодательстве учитывать адресаты обращений граждан. Представляется, что предложения, заявления, ходатайства в целях их своевременного рассмотрения подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых данные предложения, заявления, ходатайства относятся. Законодательные предложения (обращения) граждан подаются в приемные палат Федерального Собрания конкретному депутату в избирательном округе или его помощнику. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия обжалуются, а также в иные специально образуемые органы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Обращения граждан, поступившие из средств массовой информации, рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Не менее важной гарантией укрепления права граждан на обращения является возможность последних обращаться в международные организации. В связи с этим право обращения граждан в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека должно быть свободным. Гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, в том числе и возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Вместе с тем, на наш взгляд, особое место занимают обращения граждан, направленные на совершенствование законодательства, - это очень важная категория обращений, и о ней специально необходимо сказать в федеральном законе “Об обращениях граждан в Российской Федерации”. Граждане должны иметь возможность обращаться с предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в федеральные органы власти, ко всем субъектам права законодательной инициативы, определенным Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Предложения по совершенствованию законодательства должны изучаться, обобщаться и рассматриваться соответствующими структурными подразделениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении программ законопроектных работ. Обращения граждан, направленные на совершенствование законодательства, могут стать конкурентноспособным продуктом, принести в некоторых случаях пользу и составить конкуренцию различным субъектам права законодательной инициативы. В результате обращения граждан могут быть хорошей формой пополнения идей и предложений для законодателя.
Пример
В____________________районный
(городской)
народный суд______________________области
(края, республики)
от_______________________________________
(ф. и. о. лица, подающего жалобу,
_________________________________________
адрес)
Ответчик:________________________________
(ф.и.о. сотрудника
_________________________________________
милиции, его адрес)
Ответчик:________________________________
(отдел (управление)
_________________________________________
внутренних дел, где работает
_________________________________________
сотрудник милиции, его адрес)
Жалоба
на неправомерное бездействие сотрудника милиции
"____"___________19__ г. сотрудник милиции_______________________________________
_______________________________________________отдела (управления) внутренних дел
_________________________________________________________________________________
(ф. и. о.)
не оказал помощь мне, пострадавшему от правонарушения, которое произошло при следу-
ющих обстоятельствах_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
(указать где, когда, при каких обстоятельствах
_________________________________________________________________________________
совершено правонарушение)
и не пресек его совершение.
В результате совершенного правонарушения мне нанесены телесные повреждения_______
_________________________________________________________________________________
(указать какие, степень
_________________________________________________________________________________
тяжести)
Также, я понес имущественный ущерб_______________________________________________
(указать, какие
_________________________________________________________________________________
материальные убытки понес заявитель от правонарушителя)
Неправомерное бездействие работника милиции______________________________________
(ф. и. о.)
подтверждаются следующим:________________________________________________________
(указать мотивы,
_________________________________________________________________________________
по которым заявитель считает бездействие работника милиции
_________________________________________________________________________________
неправомерными, ущемляющими его права и законные интересы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.