Старшеклассники
о праве
(социологическое исследование)
К читателю
Самостоятельность – сложное слово: сам стою. Но оно обозначает еще более сложное качество (а в недавнем прошлом и чрезвычайно редкое). Вырабатывает человек в себе это качество многолетним трудом. Труд этот заключается и в том, что человек медленно, но настойчиво продвигается к профессионализму (в любой сфере), и в том, что человек методом проб и ошибок выстраивает отношения с окружающими людьми: близкими по духу и чужими, коллегами и оппонентами. Но прежде всего каждый из нас выстраивает отношения с самим собой. Что в этот момент становится для нас ориентиром, опорой, эталоном, системой координат? Все это мы ищем сознательно и бессознательно в людях и книгах, в истории и современности. Начинаем искать с отроческих лет и продолжаем всю жизнь. Но особенно остро стремление к самостоятельности проявляется в 13-17 лет. Поиск ориентиров и опор интенсивен именно в этом возрасте. В публикуемом исследовании Вас, читатель, возможно, поразит, что старшеклассник более всего ждет от старших помощи в том, чтобы разобраться в добре и зле и научиться различать их. Может быть, Вы удивитесь и тому, сколь прагматичен сегодняшний старшеклассник. Он хочет видеть в учебном расписании предмет Правоведение и готов уделить ему немало времени. Более того, смысловым центром этой дисциплины старшеклассник хотел бы видеть права человека, связывая с этой сферой стабильность свою и своей страны. Старшеклассник видит в Правоведении ту самую опору, которая способна помочь ему стать самостоятельным; похоже, что уважать права другого и уметь защитить свои права и интересы – потребность нынешнего старшеклассника.
Дорогие коллеги, давайте услышим своего ученика. И давайте признаемся себе, что наше предложение в правовом образовании сильно отстает от ожиданий школьника. Давайте попробуем строить свои учебные и воспитательные планы с учетом этих ожиданий. Предлагаемое Вашему вниманию исследование дает достаточно ясные ответы на вопросы, что именно хочет изучать старшеклассник и почему. Не услышать этого было бы с нашей стороны непредусмотрительно. Ведь насколько верно выражение “дети – наше будущее”, настолько же, вероятно, имеет право на существование и тезис, что мы, старшие, – будущее наших детей.
Всего доброго.
Л.Семина, автор проекта “Школа – правовое пространство”
Общая характеристика исследования
В настоящее время в школах России вводится изучение права. Преподавание этого предмета необходимо для приближения российского общества к правовому. Поэтому введение такого курса – важное достижение.
Для преподавания любого нового предмета должен быть разработан учебный курс. А для составления такого курса надо знать, что школьникам уже известно по данному предмету, как они относятся к возможному содержанию курса и к преподаванию предмета. Поскольку в курсе права речь идет о вещах, связанных с жизненной практикой, у школьников (даже при отсутствии конкретных знаний) есть какие-то представления об объекте преподавания. Эти представления заимствованы в основном из окружающего мира (семья, школа, средства массовой информации), а отчасти из других учебных курсов. Представления школьников влияют на их отношение к предмету, на возможность его усвоения и, следовательно, на эффективность преподавания. В некоторых случаях преподавание может оказаться неэффективным или вызвать отторжение.
Поэтому в 1997/98 годах мы проводили социологическое исследование правосознания школьников, их отношения к праву и к преподаванию права. Для этого исследования была разработана анкета, охватывающая различные аспекты данной проблемы.
Проект выполняется по гранту Фонда МакАртуров. Предлагаемая публикация осуществлена с согласия Фонда МакАртуров по инициативе Института “Открытое общество”. Пилотажное исследование проведено на площадках, где развернуты образовательные проекты Института “Открытое общество”.
Общая характеристика опрошенных
В первом этапе (пилотажное исследование) участвовало две группы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.