Дошкольная педагогика в работах Я.А.Коменского

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

В работах

Выполнила

Студентка   2 курса Педагогического  факультет

Отделения     дошкольной

педагогики  и психологии


План

1. Краткая биографическая справка  .

2. Основные положения педагогической теории  .

3. Основные работы  .

4.Семейное воспитание в наследии Я. А.

. Дидактические взгляды  Я. А. .

Значение педагогического наследия 

7. Заключение

Список литературы


Краткая биография

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских  братьев. Учился в Гернборнском  и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После этого  Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой  педагогических воззрений было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией ” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль о том , что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы.

Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.


Основные положения педагогической теории

Через все педагогические сочинения , проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим , всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.

Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными “основоположениями” , законами природы.

Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в  “Великой дидактике”. “ ... плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же , чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо,  чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал.

Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым”.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

Детство             - от рождения до 6 лет включительно

Отрочество       - от 6 до 12 лет

Юность             - от 12 до 18 лет

Возмужалость  - от 18 до 24 лет

В основу этого деления он кладет возрастные особенности : детство характеризуется  усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе  ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу,под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Материнская школа, учитывая природные особенности детей, должна дать детям до 6 лет первоначальные представления, живые впечатления о окружающей природе   и  общественной жизни .

Цель этой школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

Кратко опишу основные характерные черты этой школы.

“В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви , которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течении всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе. 

Дети должны узнать из области :  Естествознания , что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица и прочее .

Астрономия ребенок узнает, что называется небом, солнцем, луной, звездами и где они всходят и заходят .

География ребенок должен узнать первоначальные сведения  о горе, долине, реке, селении, городе .

Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях , замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто

Похожие материалы

Информация о работе