Ярославский госдарственный педагогический университет
Им. К.Д.Ушинского
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: студент
гр. 513 курс I
Научный руководитель:
Доцент
ЯРОСЛАВЛЬ 2001
ПЛАН
Введение.
1) Задачи школы в воспитании патриотизма.
2) Гражданско-патриотическое воспитании школьников.
3) Возможные пути решения проблем
4) Система военно-патриотического воспитания
Заключение.
Список литературы
Введение.
Заканчивается XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность.
Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний.
Согласно И. Канту, самосознание и осознания внешнего мира согласуются между собой: "Сознание моего собственного бытия есть одновременно непосредственное осознания бытия других вещей, находящихся вне меня"[1]. Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из национальных культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и верными. Все отличное будет казаться ему чуждым и враждебным. Именно на этом, например, была основана пропагандистская кампания второй половины 40-х гг. в СССР, целью которой было насаждения идей советского патриотизма. При этом ЦК ВКП (б) нетерпимо относился к любым попыткам его ревизии. Газета "Культура и жизнь" подвергла резкой критике К. Симонова, попытавшегося разграничить патриотизм "инстинктивный" и "истинный": "Различие между ними заключается якобы в том, что первый, "превращаясь в своего рода шоры", мешает советским людям "видеть и узнавать незнакомый мир", второй - наоборот, помогает людям познать этот чуждый мир, признать отдельные положительные стороны американской техники и быта.
"Им недоставало, - пишет К. Симонов о людях первой категории, - чувства духовного превосходства над чужим миром, обладая которым можно было, не роняя собственного достоинства, призвать, что американские автострады или кинематографы с охлаждением воздуха - отличные вещи и жаль, что мы еще не имели возможности завести такие же у себя.
Надуманное, фальшивое деление патриотизма советских людей на две категории приводит писателя к ошибкам".[2] Об особенностях советского патриотизма писал известный прозаик В. Тендряков: "Все русское стало вдруг вызывать возвышению болезненную гордость... Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы - гвоздики "Норд" стали "Севером", французская булка превращается в московскую булку, В Ленинграде исчезает улица Эдисона:. Ходили слухи, что один диссертант доказывал: Россия - родина слонов:"[3]. Тендряков В. объясняет такие настроения, взгляды особой психологией победителей, которая была у советских людей в послевоенный период: невозможно одержать победу и не ощутить самодовольстве, не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты заслуживал?
В период перестройки и после распада СССР появилась другая крайность. В сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма.
Эти мысли прослеживаются в сочинениях учащихся школы № 15 г. Омска: ": сейчас, наверное, не за что любить Родину, так как она ничего для тебя не делает (Александр С.)", ": для меня патриотизм не имеет большого значения (Олег Ч.)"; "Любить Родину надо, по-нашему поколению ее любить не за что, она ничего нам не дала, почти ничего. "[4]
Может это чувство возникает оттого, что у нас такое правительство? И мы все время сравниваем наше страну с Западом:. Я до сих пор не могу понять - люблю свою Родину или нет. У наших родителей чувство любви к Родине угасает. Если правительство будет работать в интересах людей, то мы будем любить свою Родину и гордиться ей (Лена Т.)".
Ситуация, сложившаяся в России за последние десять лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину.
Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.