Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике
тема
«Общая и профессиональная культура учителя физкультуры»
Студентки ФФК
III курса
ФС 1542
А
1. Значение культуры для преподавателя
2. Каким должен быть идеальный учитель?
3. Реализация личностного подхода на занятиях физической культуры
4. Квалификационная характеристика выпускника факультета физической культуры
Литература
Объектом исследования выступает профессионально-культурная подготовка преподавателей физической культуры. Предмет исследования составляет процесс формирования общей культуры как составной части педагогической подготовки.
Проблема состоит в определении педагогических условий, при которых успешно происходит формирование общекультурной основы профессионально-педагогического труда будущих специалистов по спорту.
К какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники физкультурного вуза, им предстоит работа с людьми - будь то специалисты лечебной физкультуры, физической реабилитации, оздоровительной физической культуры, спортивного менеджмента или преподаватели в системе среднего и высшего образования, тренеры по виду спорта. Вот почему их профессиональный труд не должен сводиться к "ремеслу", как бы это ни было важно, и определяться только базовыми научными знаниями и методической подготовкой.
По мнению ведущих ученых-педагогов, специальное образование того, кто работает в системе "человек - человек", должно быть направлено в целом на развитие его личности, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию, постижение им себя в мире и мира вокруг себя, выработку стиля взаимоотношений с людьми, на формирование его общей культуры.
Именно в это русло направлены научно-педагогические усилия кафедры педагогики и психологии МГАФКа. Так, вопросам самосознания себя как специалиста, самоанализу и самосовершенствованию профессионального становления студентов посвящено исследование, выполненное под нашим руководством И.Л. Головиным, в диссертации которого педагогическая профессия рассматривается в плане социокультурного творчества и возможностей удовлетворения потребности личности в самореализации. Проблемы общения, особенности и средства воспитания культуры взаимодействия спортивного педагога и спортсменов явились предметом изучения В.В. Кольтиновой, под руководством автора статьи защитившей диссертацию на эту тему. В названных работах представлены научное обоснование, содержание и методика проведения занятий по экспериментальным дисциплинам "Профессиональное самовоспитание" и "Основы педагогического мастерства". Культурологический подход к формированию содержания образования и обращение к общекультурным ценностям как составной части педагогической подготовки студентов получили дальнейшее развитие при экспериментальной разработке на кафедре педагогики и психологии новых учебных дисциплин "Культура поведения и ее нравственные основы" и "Культура речи".
Понятие культуры многогранно и в самом широком смысле сопоставимо с социальным бытием людей. Обычно ее определяют как исторически обусловленный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Более узкое значение культуры - уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культуры труда), - вытекает из первого значения, но в большей мере соотносится с индивидуальной характеристикой человека как носителя данной культуры. Очевидно, что индивид не в состоянии обладать всей культурой общества и он интегрирует лишь определенную ее часть, общекультурное содержание которой зависит, в числе прочего, от образовательных программ его общей и профессиональной подготовки. Несмотря на то что понятие педагогической культуры фактически не исследовано, оно довольно широко используется разными авторами, которые в совокупности указывают на ряд признаков педагогической культуры. Но при этом подчеркивается, что педагогическую культуру не следует сводить к ее отдельным признакам или их сумме.
В ее основе, по общему мнению, лежат мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эстетические и другие компоненты общей культуры педагога. Существует лишь самое общее определение педагогической культуры как сложного качества личности педагога, вобравшей в себя часть общечеловеческой культуры и то, что порождается непосредственно педагогическим трудом. Историческое развитие культуры делает ее сложно структурированным образованием, в котором важнейшее место отводится триаде основных форм человеческой активности: деятельности (и, что особенно важно для нас - Е.Н.), поведению и общению.
Подтверждается значимость общей культуры человека для эффективности его педагогической деятельности, т.е. взаимосвязь общей и педагогической культуры, учителя считают основными компонентами общей культуры литературную начитанность, знание отечественного и мирового искусства, понимание многообразия мира, быта людей, их традиций, знание путей развития человечества. Однако при этом первостепенную роль отводят таким показателям общей культуры, как умение устанавливать контакты с разными людьми, знание эстетических норм поведения и практическое владение ими. В качестве значимого показателя большинством названа также речь педагога, что подтверждает мысль об интегративном характере общей культуры, которая находит свое обобщенное выражение в перечисленных показателях.
Введение в учебный процесс МГАФКа дисциплин по культуре речи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.